Выше было установлено, что в результате группировки сопряжений с одинаковым межремонтным сроком получается несколько различных по объему и содержанию ремонтов, которые должны быть произведены в течение эксплуатационного цикла машины, т. е. за время от одного капитального ремонта до другого. Эти ремонты, согласно правительственным установкам, разделяются на два основных вида: текущие и капитальные.
Таким образом, для поддержания машин в исправном состоянии необходимо проведение следующих планово-предупредительных мероприятий: 1) технического ухода за машиной; 2) текущего ремонта и 3) капитального ремонта.
Все эти мероприятия составляют одну общую неразрывную систему профилактики, направленную к предупреждению возникновения и развития аварийных износов и дефектов в машине. Основное отличие их друг от друга определяется следующими признаками: 1) местом выполнения; 2) характером разборки; 3) способом восстановления изношенных механизмов.
После сказанного не представляет трудностей дать определение каждому из указанных мероприятий.
Технический уход. Представляет собой систему профилактических мероприятий, направленных к предупреждению возникновения аварийных износов в машине путем создания и поддержания нормальных условии для работы последней и регулировки естественно изнашивающихся, главным образом наружных, механизмов. Выполнение мероприятий по техническому уходу в основном не требует разборки машины и потому может производиться на месте работы (на полевом бригадном стане). Исполнителями здесь являются сами водители машин, работа которых должна вестись под наблюдением и при участии нолевых бригадиров, а иногда и бригадиров по ремонту. Технический уход планируется после определенного срока службы машины (в часах, гектарах мягкой пахоты, литрах израсходованного топлива, километрах пробега). Запланированные объем операций и периодичность являются обязательными. Текущий ремонт. Представляет собой также систему профилактических мероприятий, направленных опять-таки к предупреждению аварийных износов, но уже путем устранения возросших до предельно допустимого значения естественных износов и дефектов, возникших во внутренних ответственных механизмах машины.
Это устранение дефектов при текущем ремонте производится следующими способами: 1) очисткой деталей от загрязнений (нагара, накипи и др.); 2) восстановлением естественно износившихся до предельно допустимого состояния механизмов путем регулировки сопряженных деталей, 3) заменой изношенных, чаще всего мелких, деталей.
Таким образом, при текущем ремонте необходимо производить частичную разборку машины, а потому работа эта должна производиться в закрытом месте н по своей сложности требует участия и руководства специального ремонтного персонала (ремонтного бригадира или механика). Основными исполнителями здесь являются уже работники мастерских. Текущий ремонт, помимо сказанного, включает в себя и все основные операции технического ухода. Текущий ремонт производится но потребности и объем его выявляется при проверке машины в процессе технического ухода. Капитальный ремонт. Он предусматривает полную разборку машины, замену или восстановление изношенных деталей, сборку, обкатку и испытание узлов и агрегатов. Табл. 11 иллюстрирует описанную классификацию видов технического обслуживания машин. В системе технического обслуживания автомобилей предусмотрен еще средний ремонт, который состоит из капитального ремонта одного-двух агрегатов (включая, как правило, двигатель) и текущего ремонта остальных агрегатов. Для поддержания в исправном состоянии сложных сельскохозяйственных машин проводятся, как и для поддержания тракторов, технические уходы, текущие н капитальные ремонты. В отклонении остальных сельскохозяйственных машин и орудии предусмотрены только технические уходы и текущие ремонты. При этом в процессе полевых работ исправность поддерживается соответствующим техническим уходом, по окончании же последних производится текущий ремонт.