Техноэнерг
Четверг, 23.10.2014, 09:52
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Топливо - Теория горения. [224]
Высокотемпературные установки и процессы. [25]
Теплообменные установки и процессы. [56]
Котельные установки - конструкция и принцип работы. [37]
Металлургическое оборудование. [72]
Конструкции трубопроводной запорной арматуры. [59]
Объемные гидромашины и гидроприводы. [13]
Гидравлика. Гидравлические расчеты. [19]
Смазка оборудования. [39]
Оборудование пароконденсатных систем [18]
Справочник по сборке узлов и механизмов машин. [8]
Универсальные зажимные устройства токарных станков. [45]
Справочник металлиста [46]
Экономика. [21]

Поиск

Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Наш опрос
Чем для Вас является теплоэнергетика
Всего ответов: 753

Коллеги сайта
  • Портал по строительству
  • Справочник сварщика

  • Статистика

    Онлайн всего: 0
    Гостей: 0
    Пользователей: 0

    Главная » 2012 » Март » 26 » Все виды присадок к маслам, их свойства и применение. Классификация присадок к маслам.
    14:01
    Все виды присадок к маслам, их свойства и применение. Классификация присадок к маслам.


    Самые оптимальные сервера кс в аренду сдаются только в нашей компании, недорого и быстро.


    В магазине Sinta присадка в моторное масло по цене производителя.

    ПРИСАДКИ К МАСЛАМ, ИХ СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ

    1. РОЛЬ ПРИСАДОК И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
    Современная техника предъявляет очень высокие требования К качеству масел. Поэтому часто, несмотря на использование хорошего сырья и применение новейших технологических процессов, все же получают нефтяные масла, не удовлетворяющие высоким эксплуатационным требованиям.
    Для улучшения свойств товарных масел и улучшения их эксплуатационных качеств широко применяются специальные добавки к ним — присадки.
    За последнее время появилось очень много новых типов присадок. В настоящее время большинство товарных масел выпускается С присадками. Особенно это относится к маслам, получаемым из сернистых нефтей восточных районов СССР, и к маслам, применяемым для смазки двигателей, работающих на топливе, содержащем до. 1,5% и более серы.
    В процессе эксплуатации в смазочных маслах под действием высокой температуры и давления, кислорода воздуха и других факторов происходят химические изменения. Они окисляются, в них образуются осадки, нагары, кислоты. Для борьбы с этими факторами или для резкого снижения их вредного влияния также применяют различные присадки к маслам.
    Присадки, введенные в масла, должны в них хорошо растворяться, не выпадать в виде осадка при колебаниях температуры, не вымываться и не ухудшать других эксплуатационных свойств масла. Присадки также не должны в процессе работы задерживаться на фильтрах маслосистемы и оседать на поверхностях смазываемых машин.
    Выбор присадки зависит от типа масла, степени его очистки, назначения и эксплуатационных условий, в которых оно будет применяться, а также от того, какие свойства масла необходимо улучшить для обеспечения нормальной работы машин.
    Присадки подразделяются на следующие основные группы:
    а) вязкостные (загущающие), повышающие вязкость и улучшающие вязкостно-температурную характеристику (индекс вязкости) масел; б) понижающие температуру застывания масел (депрессаторы);
    в) антиокислительные (ингибиторы), повышающие устойчивость масел против окисления кислородом воздуха при высокой температуре; г) антикоррозийные, уменьшающие коррозионное действие масел и защищающие металлы от коррозии;
    д) улучшающие смазывающую способность масел, противоизносные, противозадирные, для высоких давлений);
    е) повышающие липкость масла (адгезионные);
    ж) моющие, уменьшающие отложения нагаров и лаков на деталях двигателей и повышающие диспергирующие свойства масел;
    з) антипенные, уменьшающие способность масел вспениваться; и) многофункциональные, комплексные, улучшающие одновременно несколько свойств масел.
    2. ВЯЗКОСТНЫЕ ПРИСАДКИ
    Смазочные масла при работе в различных температурных условиях, например в интервале от —40 до -(-250°, должны обеспечивать нормальную работу механизмов. Они не должны сильно загустевать с потерей подвижности при низких температурах и чрезмерно разжижаться при высокой температуре, т. е. должны иметь малый вязкостно-температурный коэффициент.
    С помощью вязкостных (загущающих) присадок можно маловязкие масла, имеющие низкую температуру застывания и хорошую жидкотекучесть при низких температурах, довести до желаемой вязкости. При этом полученные масла почти полностью сохраняют низкотемпературные свойства маловязких масел, взятых для загущения, и приобретают за счет присадки прочность масляной пленки, свойственную маслам более высокой вязкости. Вязкостные присадки обладают очень большими величинами вязкости и индекса вязкости и резко повышают эти же показатели в маслах, в которые они вводятся. Добавляются они к маслам в количестве до 5% от веса масла.
    В качестве вязкостных или загущающих присадок применяются высокомолекулярные продукты полимеризации непредельных углеводородов и некоторых кислородосодержащих соединений: полиизобутилены, винипол, вольтоли, эфиры метакриловой и метилметакриловой кислот. Полиизобутилен и винипол выпускаются нашей промышленностью.
    Полиизобутилен низкомолекулярный П-20 представляет собой слаботекучую липкую массу, применяется как загуститель, в минеральных маслах растворяется при 60—80°. При добавке его в количестве 2% можно повысить вязкость веретенного масла до вязкости автола, а вязкость последнего до вязкости авиамасла. Добавкой полиизобутилена к индустриальным маслам можно получить моторные масла с низкой температурой застывания. Чем выше молекулярный вес и чем однороднее состав молекул полиизобутилена, тем выше их загущающая способность.
    Винипол-1 представляет собой светло-желтую очень вязкую массу, неограниченно растворимую в минеральных маслах, даже на холоде, при простом перемешивании. Винипол-1 и винипол ВБ-2 используются в качестве загущающих присадок к маслам, применяемым в гидросистемах.
    Вольтоли получают из парафинов, растительных или животных масел под действием электрических высокочастотных разрядов напряжением в несколько тысяч вольт в атмосфере водорода. Их вязкость при 50° в пределах 686—4150 сспг, загущающая способность меньше, чем у полиизобутилена. Вольтоли, помимо увеличе¬ния вязкости, еще понижают температуру застывания масла и не влияют на температуру вспышки, содержание кокса, золы и цвет масла.
    Широко применяются вязкостные присадки за рубежом. В США наиболее распространен паратон. Вязкость паратона при 98,9° около 735 сст, добавляют его к маслу в количестве от 1 до 5%. В качестве вязкостных присадок за рубежом применяются полиметакрилаты, которые, помимо улучшения вязкостно-температурной характеристики, также снижают температуру застывания масла.
    Присадка 2% суперола в 2—3 раза увеличивает индекс вязкости гликолевых эфиров, применяемых в качестве синтетических масел, и в 1,5—2 раза увеличивает их вязкость. При добавке 3—5% происходит еще большее увеличение индекса вязкости — до 120 и более.
    Хорошими свойствами обладает английская присадка паратак— прозрачный, светлый, вязкий и липкий материал. Паратак образует клейкую масляную пленку между поверхностями вала и подшипника, которая способствует удержанию масла.
    При добавлении к маслам вязкостных присадок повышается не только их вязкость, но и индекс вязкости, причем с увеличением концентрации присадки увеличение последнего происходит медленнее. Вязкостные присадки особенно заметно увеличивают индекс вязкости у масел с низкой исходной вязкостью: чем этот индекс у исходного масла ниже, тем более заметно его увеличение при добавке присадки.
    При добавке вязкостных присадок практически не изменяется температура застывания, образование осадков и лака не увеличи-вается, коксовое число не возрастает. Добавка полиизобутиленов не влияет на температуру вспышки, кислотное число, золу, цвет.
    При правильном выборе сорта загущаемого масла можно после добавки к нему загущающих присадок получить так называемые «всесезонные» или многосортные масла, обеспечивающие легкий запуск двигателей при низких температурах зимой и хорошие смазывающие свойства при высоких температурах, свойственных работе двигателя под нагрузкой. Загущенные масла имеют достаточно высокую вязкость при высоких температурах и обладают подвижностью при низких температурах, несравнимой с подвижностью и вязкостью обычных минеральных масел. Для загущения синтетических масел обычно применяются те же присадки, что и для нефтяных масел.
    3. ПРИСАДКИ, ПОНИЖАЮЩИЕ ТЕМПЕРАТУРУ ЗАСТЫВАНИЯ МАСЕЛ (ДЕПРЕССАТОРЫ)
    Парафиновые углеводороды, содержащиеся в маслах, при низ¬ких температурах выделяются из них в виде мелких кристаллов, отчего масло вначале мутнеет, затем подвижность его постепенно уменьшается, и при дальнейшем понижении температуры оно застывает.
    Температура и скорость потери подвижности смазочных масел зависят от характера и степени кристаллизации парафинов и церезинов, имеющихся в масле, и от вязкости жидкой подвижной части масла.
    Обычно для получения жидкотекучих, низкотемпературных масел их подвергают депарафинизации, которая является сложным и дорогостоящим технологическим процессом. Поэтому для снижения температуры застывания дистиллятных масел, содержащих небольшое количество парафинов и церезинов, идут по другому, более экономичному пути: к этим маслам добавляют специальные присадки — депрессаторы.
    Депрессаторы, введенные в масло, препятствуют кристаллизации парафина, росту его кристаллов и образованию в масле кристаллической решетки из застывающих парафинов и церезинов. Этим и достигается сохранение подвижности масла.
    В качестве депрессорных присадок применяются депрессатор АзНИИ, парафлоу, сантопур, окисленный петролатум, вольтол и другие.
    Депрессатор АзНИИ — вязкое вещество темно-коричневого цвета. Добавка его к маслам в количестве от 0,1 до 1% снижает их температуру застывания от 10 до 409 и даже 50°.
    Чем ниже вязкость масла, тем эффективнее присадка. При содержании парафинов в масле более 3% эффективность депрессаторов резко снижается. Только сантопур эффективен в масле с содержанием до 8—10% парафинов. В высоковязких маслах сантопур дает большее снижение температуры застывания, чем парафлоу и депрессатор АзНИИ. Применяемые , качестве депрессорных присадок полиметакрилаты снижают температуру застывания и у депарафинизярованных масел.
    Другие депрессаторы для средних индустриальных масел дают следующее снижение температуры застывания: 0,5—1 % парафлоу— на 9—18°; 0,5—1,5% сантопура — на 10—15°; 1—2% окисленного петролатума — на 6—12°\ Все эти присадки вводятся в нагретое до 60—804 масло при энергичном и тщательном перемешивании.
    Депрессаторы ОПД-1 и ОПД-2, представляющие собой окисленный петролатум, применяются в качестве присадки к осевым и трансмиссионным маслам. При добавке 3% этих присадок температура застывания этих масел снижается не менее чем на 18ч.
    Все вырабатываемые в настоящее время автолы, дизельные, часть авиационных и индустриальных масел выпускаются с добавкой депрессатора АзНИИ.
    Недостатком депрессаторов является то, что они, снижая температуру застывания, почти не снижают температуру помутнения масла. Кристаллизующиеся парафины под влиянием присадки быстро оседают на дно и могут забивать трубопроводы. При длительном хранении и многократных подогревах масла с депрессаторами могут повышать температуру застывания на 10—15°.
    Поэтому парафинистые масла с депрессаторами рекомендуется готовить только для текущего расхода, а не для закладки на длительное хранение. Емкости для таких масел должны иметь подогрев и приспособления для перемешивания.
    4. АНТИОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИСАДКИ (ИНГИБИТОРЫ)
    В процессе работы под действием кислорода воздуха, высоких температур и других причин масла подвергаются окислению, из-меняют свой состав и ухудшают смазочные свойства. В результате окисления в маслах образуются смолистые, асфальтовые и кисло-родные соединения, которые корродируют трущиеся поверхности, а кокс, смолы и асфальтовые соединения оседают на деталях (ци-линдрах, поршнях), ухудшая их работу.
    Для повышения устойчивости масел против окисления к ним добавляют специальные противоокислительные присадки, назы-ваемые еще ингибиторами окисления.
    Смолистые вещества, содержащиеся в масле в небольшом количестве, являются естественными антиокислителями, но большое их содержание, наоборот, снижает стабильность масел. Сернистые соединения также являются антиокислителями. Реагируя с металлами, они образуют на их поверхностях тонкие пленки, защищающие металл от коррозии, а масла изолируют от каталитического воздействия этих металлов. Соли нафтеновых кислот и осадок, нерастворимый в масле, ускоряют его окисление. При фильтрации через фильтры тонкой очистки осадок отфильтровывается и стабильность масла повышается.
    В качестве антиокислительных присадок применяют соединения, содержащие серу, фосфор, азот, металлоорганические и фенольные соединения с аминными группами и др. Обычно антиокислители добавляются к маслам в количестве 0,1—1%, что позволяет эксплуатировать машины на маслах с такими присадками до температур 150—170°.
    Алкилфенольные присадки (например, «янол») особенно хорошо зарекомендовали себя при добавке к хорошо очищенным турбинным и трансформаторным маслам. Так, с присадкой «янол» выпускается трансформаторное масло из сернистых нефтей. Хороший антиокислительный эффект дает добавка к маловязким маслам новых азотсодержащих присадок АзНИИ-11 и АзНИИ-11Ф.
    Маловязкое масло типа трансформаторного с присадкой «янол» можно использовать для смазки и охлаждения подшипников газотурбинных установок, имеющих высоконапряженный тепловой режим.
    В качестве антиокислителя для трансформаторных масел применяется также присадка параоксидифенилами.
    Фосфорсодержащие присадки (трибутилфосфит или трифенилфосфит), добавляемые к турбинным и белым маслам в количестве 0,01—0,05%, резко увеличивают их стабильность. Фосфиты широко применяются в качестве антиокислителей для авиационных, дизельных масел и автолов.
    5. АНТИКОРРОЗИЙНЫЕ ПРИСАДКИ
    В зависимости от исходного сырья и степени очистки масла, в нем могут быть продукты, способные корродировать металлические поверхности. В процессе эксплуатации под влиянием различных факторов в масле также образуются различные вещества, вызывающие коррозию.
    Для предотвращения коррозии смазываемых подшипников и механизмов к маслам добавляют различные антикоррозийные присадки.
    Антикоррозийные присадки способствуют уменьшению окисляемости масел, химическому и каталитическому восстановлению окисляющих веществ, содержащихся в масле, и пассивируют поверхность металла. Основное же действие антикоррозийных присадок заключается в том, что они химически действуют на поверхность смазываемого металла и образуют на ней прочную пленку.
    Исследования показывают, что большинство присадок, содержащих серу, фосфор и металлы, не только не стабилизируют масло, но и, наоборот, ускоряют процесс его окисления. Сера и фосфор, как главные составляющие, входящие в том или ином виде в антикоррозийные присадки, обеспечивают в результате химической реакции образование на смазываемой поверхности тонкой прочной защитной пленки, которая способна противостоять действию Масла и химическому воздействию активных его составляющих при повышенных температурах.
    Присадка должна быть такой, чтобы пленка во время работы не отслаивалась и была устойчива против моющих (диспергирующих) Присадок. Установлено, что чем выше температура масла, тем выше коррозийная агрессивность и тем менее эффективно защитное действие присадки.
    В качестве антикоррозийных присадок применяются различные химические соединения, содержащие серу, фосфор: трибутилфосфит, трифенилфосфит, тиофосфорные соединения, органические Сульфиды, осерненное масло и др.
    Фосфитные присадки уменьшают кислотность окисленных масел, а осерненное масло, наоборот, усиливает окисление. Добавляются обе эти группы присадок в количестве до 1 % к весу масла.
    Присадка нефтегаз-101, содержащая не менее 8% серы, применяется для восстановления процентного содержания серы в сульфофрезоле, эмульсоле, содержащем серу, и в качестве добавки к Маслам для обкатки машин. •
    Эффективной при работе двигателей на сернистом топливе является присадка НАМИ-25. В процессе эксплуатации следует учитывать, что концентрация противосернистых присадок в масле постепенно снижается. Поэтому своевременно нужно производить смену отработанного масла на свежее.
    На практике часто антикоррозийные присадки вводят одновременно с другими, особенно антиокислительными и моющими при-садками. К числу таких относятся присадки ЦИАТИМ-339, ДФ-1, для автотракторных масел рекомендуются АзНИИ-4, АзНИИ-5 и АзНИИ-8, а для дизелей, работающих на сернистом топливе, — АзНИИ-7 и др.
    Присадка НИИ ГСМ-12 представляет собой антикоррозийную присадку к маслу для защиты металлов от коррозии морской и пресной водой. В состав ее входят касторовое и турбинное масло, триэтаноламин и олеиновая кислота.
    Широкое распространение в последнее время получают так называемые щелочные присадки к маслам. Щелочные масла нейтрализуют влияние серы в топливе на износ двигателя, вредные отложения в последнем также устраняются. Такой нейтрализующий эффект объясняется реакцией кислых продуктов сгорания сернистого топлива с щелочными продуктами присадки. Чем больше щелочность, тем меньше износ, поэтому специальные щелочные масла содержат от 8—10% иногда до 20% комплексной щелочной присадки.
    6. ПРИСАДКИ, УЛУЧШАЮЩИЕ СМАЗЫВАЮЩУЮ СПОСОБНОСТЬ МАСЕЛ
    Способность масел предотвращать трение между рабочими поверхностями путем образования между ними прочных масляных пленок называется смазывающей способностью или маслянистостью масел. Чем выше вязкость масла, тем лучше его маслянистость.
    Масла, имеющие одинаковую вязкость и большее содержание полярноактивных веществ, обладают лучшей смазывающей способностью. У минеральных масел смазывающая способность ниже, чем у растительных и животных жиров, которые состоят в основном из полярно-активных соединений. По той же причине смазывающая способность остаточных масел лучше, чем у дистиллятных.
    Очень часто оказывается недостаточно обычных свойств нефтяных масел для создания прочной масляной пленки и предотвращения сильного износа трущихся пар. Для улучшения смазывающей способности масел к ним добавляют специальные противоизносные, противозадирные присадки.
    Действие противоизносных и противозадирных присадок объясняется образованием на смазываемых металлических поверхностях тонких слоев с ориентированными молекулами масла. В таком ориентированном слое масло имеет более высокое значение вязкости, повышенную способность сопротивляться нагрузкам и не допускать непосредственного контакта трущихся поверхностей даже при высоких удельных нагрузках. На смазываемой поверхности происходит химическая реакция между активными веществами присадки и металлом. При этом на металле образуются пленки, препятствующие износу и задирам, благодаря своему расклинивающему действию в местах соприкосновения трущихся поверхностей.
    Присадки, содержащие фосфор, серу и хлор, образуют на поверхности металлов пленки фосфидов и сульфидов железа, которые в местах точечного контакта и при повышении давления и температуры могут расплавляться, что приводит к выравниванию, «полированию» поверхности. Подбирая в состав присадок вещества, сочетающие в себе расклинивающее и полирующее действие, добиваются наилучшего качества присадок, резко снижающих износ и повышающих противозадирные свойства масел.
    В качестве присадок для улучшения смазывающей способности масла и его противоизносных и противозадирных свойств приме-няют различные вещества:
    а) масла и жиры растительного и животного происхождения (например, горчичное, сурепное, льняное, касторовое, спермацетовое, пальмовое масла, животное сало — лярд, костное масло и др.); эти жиры могут применяться и в осерненном виде с содержанием серы до 10—17%;
    б) высокомолекулярные жирные кислоты и их эфиры (например, олеиновая и стеариновая кислоты);
    в) продукты окисления парафина и петролатума;
    г) различные соединения, содержащие в своем составе серу, фосфор, хлор и др.
    Для тяжелонагруженных зубчатых, передач в прокатных станах, автомобилях и другом оборудовании, где имеют место ударные нагрузки, для защиты зубьев шестерен от задиров в местах контактов применяют высоковязкие смазочные минеральные масла с про- тивозадирными присадками, содержащими серу, фосфор, хлор и иногда свинец.
    В гипоидных передачах, где удельные давления достигают 25000—30000 кг/см1, применяют присадки, которые создают прочную пленку, препятствующую непосредственному контакту трущихся поверхностей. Для этих целей применяют свинцовые мыла, хлорированные и осерненные вещества. Сернистые соединения являются типичными противозадирными присадками. Резкий за¬пах серных присадок ограничивает их применение в станочном оборудовании.
    Хлор является наиболее распространенным компонентом противозадирных присадок. Присутствие в присадках хлора и других галоидов улучшает условия смазки и предотвращает заедание поверхностей. Добавка к нефтяному маслу 5—7% хлорфторуглеродов позволяет применять такое масло для высоконагруженных передач, работающих в условиях перехода к граничному трению. Хлорированный парафин в составе противозадирной присадки НАМИ-Т-122 добавляется к маслам для смазки спирально-конических передач.
    Хлорированные присадки могут с успехом применяться в промышленном оборудовании при условии, что масло будет защищено от попадания воды, вредно действующей на эти присадки.
    Наличие фосфора и его соединений в составе присадок придает им ценное качество вызывать химическую полировку трущихся металлических поверхностей. Органические соединения азота также снижают износ. Присадки с содержанием азота обладают антиокислительными и антикоррозийными свойствами, но при применении должна учитываться их токсичность.
    Наиболее эффективными и распространенными являются противоизносные и противозадирные присадки с одновременным или попарным содержанием соединений серы, хлора и фосфора.
    Серофосфорные присадки уступают по противозадирным свойствам серохлорным, но первые являются одновременно и антикоррозийными и антиокислительными, что очень ценно для практики.
    Масла с содержанием свинцовых мыл, серы и хлора обладают хорошими свойствами, обеспечивающими приработку поверхностей трения.
    7. ПРИСАДКИ, ПОВЫШАЮЩИЕ ЛИПКОСТЬ МАСЛА
    Для повышения липкости смазочных материалов, т. е. их способности лучше удерживаться на трущихся поверхностях, применяют специальные присадки. В качестве присадок, повышающих липкость масла, применяют добавки смолистых углеводородов типа битумов и окисленные петролатум и парафин. Хорошей маслянистостью также обладают растительные и животные жиры, добавляемые к нефтяным маслам. Это особенно важно для смазки механизмов, требующих полугустой смазки, и там, где возможно сбрасывание смазки с поверхностей трения под действием центробежных сил, например, в открытых зубчатых передачах, открытых подшипниках, цепных передачах и др.
    Для закрытых зубчатых передач различного оборудования, коробок скоростей, задних мостов автомашин и для паровых машин применяют высокосмолистые неочищенные масла — трансмиссионные и цилиндровые.
    8. МОЮЩИЕ ПРИСАДКИ
    Моющие присадки являются одним из наиболее важных типов присадок к маслам.
    Антиокислительные и антикоррозийные присадки хотя и улучшают качество и стабильность масел, но не предотвращают образования в маслах углистых, смолистых и лаковых отложений на деталях работающего двигателя. Обычные смазочные масла имеют низкие моющие и диспергирующие свойства и не могут обеспечить работу двигателя без отложения на его деталях осадков. В результате происходит нагарообразование на боковых поверхностях поршней и в камерах сгорания, лакировка поршней, закупорка масло-проводов и фильтров тонкой очистки, образование осадков в картере, пригорание поршневых колец и пр.
    Термин «моющие» присадки не совсем точно отражает их свойства, так как они не смывают уже образовавшиеся нагары и отложения, а лишь частично их разрыхляют.
    На самом же деле действие моющих присадок довольно сложное и объясняется:
    а) торможением процесса образования в масле различных продуктов окисления, нагаров и осадков;
    б) стабилизирующим их действием, которое проявляется в задержке роста образовавшихся частиц, в противодействии их слипанию и осаждению на металлических поверхностях;
    в) способностью поддерживать образующиеся углистые и другие вещества в масле в постоянном взвешенном состоянии в виде тонких дисперсий и суспензий.
    Моющие присадки наиболее эффективно действуют сразу после добавления их в масло. В процессе работы моющие свойства их понижаются, так как присадка срабатывается и задерживается фильтром. Масло с моющей присадкой подвергают анализу и по количеству золы в нем судят о степени сработанности присадки и об оставшемся количестве моющего компонента.
    Бумажные, тканевые и другие нейтральные фильтры задерживают от 3 до 12% присадки, отбеливающие земли до 30—35%. Часть присадки задерживается фильтром вместе с осадками, на частицах которых она адсорбируется. Обычно в двигателях фильтры осаждают до 14—36% присадки, в том числе около двух третей ее осаждается вместе с осадками, чем и объясняется постепенное снижение моющих свойств масла при работе.
    В качестве моющих присадок применяются различные вещества: нафтеновые кислоты; соли кальция, бария, магния, алюминия и других металлов; соли сульфокислот; соединения, содержащие кобальт, цинк, свинец; сульфонаты, феноляты и другие соединения. Обычно моющие присадки добавляются в количестве от 3—5% от веса масла.
    Многие из присадок, имеющие хорошие моющие свойства, одновременно обладают и антикоррозийными свойствами. К таким относятся присадки ЦИАТИМ-330, ЦИАТИМ-339, АзНИИ-4, АзНИИ-ЦИАТИМ-1 и др.
    Особо важное значение имеет применение моющих присадок для масел в двигателях, работающих на сернистом топливе. Здесь сочетание моющих и антикоррозийных свойств присадок наиболее эффективно.
    Если обычные моющие присадки наиболее эффективны при высокотемпературном режиме работы двигателей, то присадки, содержащие в своем составе основной азот, эффективны в борьбе с отложениями в двигателе при низкотемпературном режиме. Поэтому присадки комбинированного состава дают наилучший эффект. Азотсодержащие присадки мало влияют на увеличение коксового числа и зольности масла.
    Азотсодержащие присадки с одновременным наличием в их составе серы, фосфора и бария обладают высокими моющими свой-ствами, а также нейтрализующей способностью в отношении сернистых газов, серной и сернистой кислот.
    9. АНТИПЕННЫЕ ПРИСАДКИ
    При работе в высокоскоростных механизмах масло разбрызгивается, дробится на мелкие брызги, превращается в масляный туман и масляно-воздушную эмульсию, вспенивается. При этом на смазываемых поверхностях часто происходит разрыв масляной пленки пузырьками воздуха, что ухудшает смазку и одновременно вызывает большие утечки масла через зазоры и отверстия картеров. При наличии в масле воды, антиокислительных и моющих присадок вспенивание усиливается.
    Для уменьшения пенообразования и гашения образовавшейся пеНы к маслам добавляют антипенные присадки в количествах не более 0,1%. Так, добавка к маслу только 0,001% силиконовой жидкости позволяет устранить пенообразование масла. Действие этих жидкостей основано на том, что они, имея малое поверхностное натяжение и плавая тонким слоем на поверхности масла, разрушают оболочки образующихся пузырьков пены.
    Для того чтобы не допустить образования эмульсии масла с водой, применяют специальные присадки — деэмульгаторы. Такие присадки желательны, например, к маслам, применяемым для смазки паровых турбин, формовочных машин, к маслам, работающим в качестве гидравлических жидкостей, и др.
    10. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ПРИСАДКИ
    Особо важное значение имеют многофункциональные (комплексные) присадки, которые добавляются для улучшения одновремен-но нескольких качеств масла. Выше уже приводились примеры присадок, которые, например, одновременно являются антиокисли-тельными и антикоррозийными или моющими и антикоррозийными.
    В настоящее время разработаны и выпускаются комплексные присадки еще более универсального назначения.
    Такие присадки, как АзНИИ-4, АзНИИ-5 (СБ-2), АзНИИ 7, АзНИИ-8, ЦИАТИМ-330 (НАКС), ЦИАТИМ-331, ЦИАТИМ-339, АзНИИ-ЦИАТИМ-1, паранокс, одновременно являются моющими, антикоррозийными, антиокислительными и улучшающими смазывающую способность масел. Некоторые из них, кроме того, снижают температуру застывания масла. Это позволяет значительно увеличить долговечность смазываемых машин и механизмов, экономить масла за счет продления срока их службы.


    Категория: Смазка оборудования. | Теги: нормы, смазка, масло, характеристики, механизм, оборудование, свойства, требования
    наука Приборы нормы правила классификация характеристики Характеристика температура расчет схемы теплота стандарт размеры ГПМ Лифт параметры энергетика трубопровод оборудование смазка требования конструкция схема устройство масло котел технология отопление процесс пар
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2014
    Конструктор сайтов - uCoz