Техноэнерг
Среда, 19.09.2018, 12:45
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Топливо - Теория горения. [224]
Высокотемпературные установки и процессы. [25]
Теплообменные установки и процессы. [56]
Котельные установки - конструкция и принцип работы. [49]
Устройство и эксплуатация оборудования газомазутных котельных. [73]
Металлургическое оборудование. [75]
Конструкции трубопроводной запорной арматуры. [59]
Объемные гидромашины и гидроприводы. [40]
Гидравлика. Гидравлические расчеты. [47]
Смазка оборудования. [53]
Оборудование пароконденсатных систем [20]
Справочник по сборке узлов и механизмов машин. [23]
Универсальные зажимные устройства токарных станков. [45]
Справочник металлиста [46]
Экономика. [21]

Поиск

Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829

Наш опрос
На чем держится наша Вселенная?
Всего ответов: 384

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2012 » Февраль » 14 » Смазочные нефтяные масла. Ассортимент, физико-химические свойства и области применения.
19:18
Смазочные нефтяные масла. Ассортимент, физико-химические свойства и области применения.





Смазочные нефтяные масла
Для смазки оборудования промышленных предприятий большое применение имеют минеральные масла, вырабатываемые из эмбинских, бакинских, балаханских, туймазинских и сураханских нефтей. Сорта и марки масел отличаются друг от друга своими физико-химическими свойствами. Ниже приведены важнейшие свойства масел, определяющие их выбор и применение.
Масла, как и всякая жидкость, состоят из частиц-молекул, связанных между собой внутренними силами, которые оказывают со-противление внешним силам, стремящимся переместить их друг относительно друга. Вязкость и отражает эту способность масел сопротивляться сдвигу. Различают вязкость динамическую, кинематическую и условную.
Динамическая вязкость, или коэффициент внутреннего трения, выражает собой силу, затрачиваемую на перемещение верхнего слоя жидкости относительно нижнего со скоростью 1 см/сек, при площади каждого слоя 1 см2 и расстоянии между ними 1 см. Указанная сила измеряется в динах (дин). За единицу динамической вязкости принимается пуаз (пз), имеющий размерность дин. сек/см2. Сотая часть пуаза носит название сантипуаз (спз).
Кинематическая вязкость, или удельный коэффициент внутреннего трения, представляет собой отношение динамической вязкости жидкости к ее плотности при одной и той же температуре. Единицей кинематической вязкости является стокс (спг), сотая часть стокса называется сантистоксом (сст). Размерность стокса см2/сгк. Динамическая вязкость применяется при гидродинамических расчетах вязкости масел для смазки трущихся поверхностей, а кинематическая — для расчета прокачиваемости масла по трубопроводам. Динамическая и кинематическая вязкости выражаются в абсолютных единицах и поэтому называются абсолютными; определение их производят в приборах, называемых капиллярными вискозиметрами.
Условная вязкость является отвлеченным числом, выражающим отношение времени истечения из вискозиметра типа ВУ испытуемого масла в количестве 200 г ко времени истечения такого же количества дистиллированной воды при температуре 20°. Условная, или относительная, вязкость, ранее обозначавшаяся в технической литературе градусами Энглера (°Е), выражается теперь в градусах ВУ50 или ВУ100. Индекс обозначает температуру масла при испытании, которая принимается равной 50°, а для более вязких масел 100°.
Вязкость масел изменяется в зависимости от температуры: при повышении ее она уменьшается, при понижении — увеличивается. Это свойство масел имеет большое практическое значение, и для его оценки пользуются понятием индекс вязкости.
В стандартах вязкостно-температурная характеристика масла дается числовой величиной, получаемой от деления друг на друга числовых значений кинематической вязкости при двух температурах, 50 и 100°. Например, для авиационных масел МС-14, МС-20 и МК-22 это отношение соответственно равно: 6,55; 7,85 и 8,75. Чем меньше величина этого отношения, тем выше индекс вязкости и лучше качество масла. Вязкость минеральных масел повышается с увеличением давления, это объясняется уменьшением расстояний между молекулами, которое, очевидно, является следствием повышения плотности сдавливаемого слоя. При повышении давления -от 1 до 1000 агп вязкость масел возрастает от 10 до 20 раз, кроме того, по мере нарастания давления она повышается все более интенсивно.
Температура вспышки — это та температура, при которой пары масла образуют с окружающим воздухом смесь, воспламеняющуюся при поднесении к ней пламени. Эта температура служит показателем испаряемости и огнеопасности масла. При сравнении двух масел примерно одинаковой вязкости лучшим считается то, которое имеет более высокую температуру вспышки. В случаях, когда возможна близость горячего пара или металла к маслу, как например в цилиндрах паровых машин, следует при¬менять масла с высокой температурой вспышки. Испарение масла начинается при температуре на 65—85° ниже температуры вспышки.
Температура, при которой не только вспыхивают масляные пары при поднесении к ним огня, а загорается само масло и горит не менее 5 сек., называется температурой воспламенения масла.
Температура застывания масла характеризует потерю его подвижности при низкой температуре, т. е. когда масло после наклонения стандартной пробирки под углом 45° остается неподвижным в течение 1 мин. Застывая, масло теряет подвижность, что приводит к сильному износу трущихся деталей, увеличивает расход электроэнергии и затрудняет холодный запуск машин, Практически же зимой масло не теряет подвижности при темпера¬туре на 15—20° ниже установленной ГОСТ, особенно если оно прокачивается под давлением по маслопроводу большого диаметра. Более надежно определяется прокачиваемость масел при низких температурах в установках-моделях, повторяющих действительные условия работы масляных систем при фактической рабочей температуре самого агрегата. Наиболее высокую температуру застывания (+17°) имеет масло цилиндровое 38, а самую низкую (—50°) масло приборное (МВП).
Кислотное число выражает количество миллиграммов едкого кали, требующегося для нейтрализации 1 г масла, и характеризует содержание в маслах органических кислот, наличие которых сверх 0,35% может вызвать коррозию станков, двигателей и масляной аппаратуры.
Вода попадает в масла при небрежном хранении, транспортировке или из окружающего воздуха. Нефтеперерабатывающие заводы обычно выпускают масла, не содержащие воды. Присутствие даже «следов» воды в масле, при наличии в нем растворимых органических кислот, вызывает сильную коррозию металлов. Масло, содержащее воды более 0,05%, нельзя подавать к местам трения посредством фитилей и тампонов. Поэтому содержание воды в большинстве смазочных масел недопустимо.
Водорастворимые кислоты и щелочи в маслах не допускаются, так как они вызывают коррозию и разъедание металлов, с которыми соприкасается масло.
Зола характеризует наличие в маслах несгораемых веществ. Масла с повышенной зольностью увеличивают нагар и повышают его твердость, что вызывает сильный абразивный износ деталей двигателей внутреннего сгорания. Кроме того, мыла, содержащиеся в масле и дающие при прокаливании твердый остаток в виде золы, способствуют повышенному окислению масла. Допускаемая зольность составляет для авиамасел 0,003%, для индустриальных 0,007% и для автолов 0,025%.
Механические примеси и все твердые вещества, находящиеся в масле во взвешенном состоянии, вызывают повышенный износ станков и машин, засорение и закупоривание маслопроводов и контрольно-измерительных приборов. Механические примеси, даже в количестве, меньшем 0,007%, но по характеру напоминающие волокна ваты и волосовины, вызывают засорение фильтров и маслопроводов. Вследствие этого, например, на Уралмашзаводе все свежие масла перед выдачей на крупное и уникальное оборудование подвергают предварительной тонкой фильтрации.
Коксуемость выражает в процентах вес кокса к навеске испытуемого масла. Используется коксуемость при определении степени очистки масла и приближенной зависимости между кок¬суемостью и количеством нагара, образующегося в двигателях. Из сравниваемых масел то лучше очищено, у которого числовое значение коксуемости меньше, такие масла могут находиться в циркуляционных системах более длительное время.
За последние годы появились дистиллятные масла селективной очистки, вырабатываемые из сернистых нефтей. К ним относятся: авиационное масло МС-20С, индустриальное ИС-20 и ИС-45 и компрессорное КС-19. Все эти масла имеют одинаковые нормы вязкости с одноименными маслами из малосернистого сырья и наравне с ними рекомендуются к применению.
Технические показатели, характеризующие физические и химические свойства смазочных масел, применяемых в машиностроении, приведены в табл. 1.
Консистентные смазки
Консистентные смазки представляют собой минеральные масла, загущенные мылами. Мыла изготовляются из растительных и животных жиров, а также из заменяющих их синтетических жиров, получаемых путем окисления парафина и петролатума. Жиры омыляются негашеной известью или едким натром. В зависимости от состава мыла консистентные смазки разделяются на кальциевые, натриевые и смешанного кальциево-натриевого основания и на смазки с металлической основой, загущенные алюминиевыми, магниевыми и другими подобными мылами.
Кальциевые смазки — солидолы — содержат свободную и связанную воду, в воде не растворяются. Это значит, что их можно применять в условиях влажной среды и в случае, когда не исключена возможность соприкосновения с влагой. Они не могут длительное время работать при температуре 554 и выше без пополнения свежими порциями. При плавлении кальциевые смазки теряют со-держащуюся в них воду и начинают распадаться на масло и мыло. После охлаждения они уже не восстанавливают свои смазочные свойства и не дают необходимой мазеобразной структуры.
Натриевые смазки, например консталины, застывая после расплавления, вновь приобретают свои свойства и могут опять использоваться по назначению. Легко растворяясь в воде, особенно при высокой температуре, эти смазки выделяют свободные жирные кислоты и щелочи, вызывающие коррозию металлов; при смешении с водой Они образуют эмульсию, легко смываемую с трущихся поверхностей. В исключительных случаях натриевые смазки можно применять при повышенной влажности, если производить частое пополнение и частую смену смазки.
Кальциево-натриевые смазки целесообразно применять при повышенной температуре и небольшой влажности.

Ассортимент, физико-химические свойства и области применения минеральных масел





Категория: Смазка оборудования.
наука нормы правила классификация характеристики Характеристика температура расчет схемы газ теплота размеры параметры вода энергетика трубопровод оборудование смазка требования схема конструкция устройство масло котел Топливо технология пар жидкость давление насос
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2023