Главная » 2009 » Август » 11 » Великие катастрофы. Гибель подводной лодки "Трэйшер";.
19:12
Великие катастрофы. Гибель подводной лодки "Трэйшер";.
Во время выхода в Атлантику «Трэшер» сопровождал небольшой специальный катер «Скайларк». Он должен был следить за лодкой и освобождать водное пространство от других судов, а также при необходимости исполнить роль спасательного судна, поскольку к тому моменту в коварных атлантических водах американские военные потеряли уже не одну субмарину. Например, в сентябре 1925 года у побережья штата Род-Айленд во время надводного плавания подводная лодка врезалась в пароход и затонула. В живых остались только три человека. В 1927 году другая субмарина оказалась протараненной эскадренным ноносцем берега-вой охраны. Шесть человек заперлись в носовом торпедном отсеке, остальным членам экипажа — их было тридцать четыре — удалось добраться до машинного отделения в кормовом отсеке. Субмарина находилась на глубине всего сорока метров, но из-за плохой погоды и слабого оснащения ВМС ее так и не удалось поднять. Водолазов все же спустили, но те смогли лишь перестукиваться с несчастными, пока последние не погибли.
Однако самый драматичный случай произошел в 1939 году, когда одна из подлодок потерпела аварию всего в нескольких милях от Портсмута из-за технической неисправности. Тогда погибли двадцать шесть человек, а тридцать три других смогли спастись только потому, что оказались в наглухо задраенном отсеке. На этот раз ВМС удалось уже через несколько часов после катастрофы подогнать к затонувшей субмарине подводную капсулу и вызволить людей.
В июне 1941 года, незадолго до вступления США во Вторую мировую войну, в результате аварии — опять же неподалеку от Портсмута — затонула еще одна субмарина. Все 133 члена экипажа погибли.
Для спасательных целей на борту «Скай-ларка» имелась капсула Маккэна — потомок того самого аппарата, с помощью которого удалось спасти жизнь тридцати трем подводникам в 1939 году. Но спуститься она могла только на 260 метров. Со «Скайларком» можно было связаться по так называемому подводному телефону, функционирующему посредством звуковых волн, генерируемых электричеством. Это было единственным средством постоянной связи, однако очень плохим и ненадежным, так как многие сообщения принимались искаженными.
За четыре часа пребывания в надводном положении экипаж «Трэшера» успел настроить радар и сонар, отрегулировать все рули, а также испытать реактор и паровые турбины. В 12:30, когда субмарина и сопроводительный катер находились примерно в 50 километрах юго-восточнее Портсмута, прозвучал приказ на погружение. Пока лодка опускалась на первые десять метров, экипаж осуществил глобальную проверку всех систем, произвел тесты на водонепроницаемость.
К девяти вечера все проверки были окончены, и атомная подводная лодка и еппппвплительный катер взяли курс на 10 апреля, в 7:45 утра лодка находилась приблизительно в 350 километрах от Портсмута. Сопроводительный катер был строго над ней. В 7:47 «Трэшер» начал погружение на максимальную тестовую глубину. Через каждые 50—60 метров процесс прерывался, субмарина выравнивалась и производился короткий контроль всех систем, затем лодка опускалась еще на один «шаг». С каждым метром глубины давление на квадратный метр площади увеличивалось на целую тонну. Таким образом, на 300-метровой глубине на один квадратный метр сигарообразного корпуса лодки давило 300 тонн. На глубине 90 метров капитан, проанализировав всю информацию, решил, что все в норме, и приказал идти на большую глубину. Погружение любой субмарины достигается заполнением балластных цистерн забортной водой, а всплывает лодка за счет выдувания воды из цистерн сжатым воздухом. Естественно, чем глубже находишься, тем тяжелее вытеснить воду из-за сильнейшего давления за бортом. гСтало быть, для удержания лодки на заданной глубине одна только система балластных цистерн уже не годится. Эту функцию выполняют горизонтальные рули, управление которыми осуществляется, как в самолете.
До 9:00 утра связь со «Скайларком» поддерживалась нормально, курс подлодки и глубина погружения фиксировалась. В 9:09 «Трэшер» достиг, наконец, максимально допустимой глубины погружения -не менее 330 м. Через четыре минуты с борта лодки поступило неразборчивое сообщение, из которого удалось уяснить, что возникли какие-то неполадки, лодка имеет наклон на корму, подводники пытаются продуть цистерны главного балласта. Через 2—3 с послышался шум сжатого воздуха, поступающего в цистерны, продолжавшийся в течение 20—30 с. Спустя некоторое время на «Скайларке» услышали последнее искаженное сообщение «Трэшера», в котором понятными были лишь два слова — «предельная глубина». Вслед за этим раздался приглушенный неясный грохот. Штурман катера автоматически отметил показание хронометра - 9:17. Впоследствии он охарактеризовал слышанный шум как «треск ломающихся отсеков прочного корпуса», знакомый ему по опыту Второй мировой войны. Больше на позывные подлодка не отзывалась.
И лишь через полтора часа после трагедии капитан катера решился запросить по радио военно-морскую базу в Нью-Лондоне, где закладывалась субмарина. Но из-за поломки собственной радиоустановки сообщение о «Трэшере» поступило только спустя два часа, а еще через два часа на поиски субмарины отправились самолеты и специальное судно «Ри-кавери». До захода солнца пять эскадренных миноносцев, один фрегат и две подводные лодки дополнительно были переброшены в поисковую зону. В семи милях южнее того места, где в 9:17 находился катер «Скайларк», на поверхности воды была обнаружена масляная пленка, чуть позже там выловили несколько кусков пробки, служившей изоляционным материалом и пластик, используемый для защиты от радиации. Ранним утром 11 апреля поисковые корабли снова нашли масляные пятна и другие предметы, среди них были перчатки, которые надевают в реакторной.
Комиссия по расследованию происшествия начала работать с полудня 11 апреля. Возможные внешние причины катастрофы — нападение врага, встреже были маловероятны, так случае командир субмарин был еще до погружения на N ную глубину, то есть до 9:12, лый ряд ошибочных прика: же маловероятно, чтобы на вильные решения никто бы гировал: ни опытные член! ни специалисты с верфи, не ся на борту субмарины. Гор вероятным представляется ный сбой техники, из-за ко марина на несколько мгн( шла из-под контроля. Такой возникнуть только в двух сл это была грубейшая халатн< мя девятимесячных судорег бот, либо — очень серьезнь торский просчет. Возможнь были расследованы, и в ит жилась такая масса преступ и недочетов, что ее с лих! бы, чтобы отправить на дно
В конечном итоге 20 июня суд общественности был вь ма краткий отчет, в которс ство данных остались засе на основании вскрытых щ. миссии удалось выявить во: следствия и загрузить полу1 дные данные для анализа в ге получили, что в корпусе или в трубопроводной сис лась пробоина примерно с чиной. В ту же минуту резке ность насоса, поставляюще воду для реактора. Проду для всплытия прервалас! из-за короткого замыкани ческой цепи, после чего по! в системе сжатого воздухе возможным оледенением. I чился реактор по причине к мыкания. Электрическому который в аварийных случ ет реактор, требуется на «[ до 50 с. Естественно, в эте избежно падает скорость случилось с «Трэшером». Е ки пришло последнее соо новременно была проведе! пытка продуть цистерны о хом, шум которого слышаг спустя. В этот момент от тически все жизненно важ «Трэшера». Компьютер за бель в 9:18». Комиссия пре две версии, отличающиеся деталями. Однако все эти дятся в одном: между повт! кой «продува» и катастроф минуты. Что происходило с за это время? Никто не зна там ни было, именно в тот борту субмарины стало ясн никому не суждено.
Надо сказать, что в ход работ корпус «Трэшера» т найден. Военные хотя и беспримерные по масште однако на то время не обл кой, с помощью которой бы вести работы на больш глубинах. Наибольшую я «Триест», маленький исс ский батискаф. Тот самый в январе 1960 года Ж. Пик» достигли дна Марианско! Тихом океане на глубине К
27 июня 1963 года с «Тр обнаружены отдельные че ра» — несколько больших I однако нигде не было видн ческих тел, ни корпуса ло, бы того, что от него ост; месяц поисковых работ «' же повезло, он наткнуло; ще обломков, но атомный тонувшей субмарины так \ жать где-то на дне океана, катастрофы военные заме активность океанской вод ли не превышали нормы. Е американского флота увер что реактор не опасен, так глубины охлаждают его и г плавке ядра, а активная зо на экстремально прочным щим контейнером. Тем не в радиусе 350 км от Босто!