Электрическая схема малого грузового лифта с односкоростным двигателем и наружным кнопочным управлением
Лифт приводится в движение от асинхронного короткозамкнутого двигателя АД. Питание подводится к двигателю и тормозному электромагниту через главный рубильник ГР и автоматический выключатель А, осуществляюший максимальную токовую защиту электрооборудования лифта. Цепи управления питают переменным током напряжением 220 В, а освещение кабины лифта и цепи сигнализации — переменным током напряжением 24 В через понижающий трансформатор ТС. Управление электроприводом—контакторное. Вся аппаратура управления и защиты смонтирована в одном блоке управления. Лифтом управляют с основного загрузочного (первого) этажа, на котором установлена кнопочная панель с кнопками приказа 1КП, 2КП и ЗКП и кнопкой «Стоп». Схемой предусмотрен сигнальный вызов кабины с каждого этажа и световая сигнализация о положении кабины. На рис. 14.70 приведена принципиальная электрическая схема на три остановки. Рнс. 14.70 Принципиальная электрическая схема малого грузового лифта на три остановки
Для защиты от подъема и спуска за установленные пределы служит конечный выключатель Б К, смонтированный на кабине. На выключатель воздействуют отводки, установленные в шахте. Для аварийной остановки лифта при срабатывании ловителей кабины предусмотрен контакт ловителя КЛ. Закрытие дверей шахты контролируется блокировочными дверными контактами 1ДШ-1, 1ДШ-2, 2ДШ-1, 2ДШ-2, ЗДШ-1 и ЗДШ-2 (на схеме показано состояние этих кои:тактов при открытых шахтных дверях). Рассматриваемую схему применяют для лифтов, имеющих проходную кабину с дверями по обе стороны шахты, т. е. с максимальным количеством блокировочных дверных контактов. Отключают управление выключателем ВМП, расположенным в машинном помещении. Перед началом работы лифта включают рубильники ГР и 2Р, выключатель ВМП и автомат А. Движение кабины лифта может качаться, если при нажатии на одну из кнопок приказа замкнуты все блокировочные контакты шахтных дверей н контакты концевого выключателя ВК, ловителя КЛ и кнопки «Стоп». Рис. 14.71. .Диаграмма работы этажного переключателя ПЭ-1
Выбор направления движения кабины и ее остановка на заданном этаже производятся этажными переключателями 1ЭП, 2ЭП и ЗЭП, установленными в шахте каждый на соответствующем этаже. На этажный переключатель воздействует отводка специальной формы, закрепленная на кабине. Каждый этажный переключатель имеет четыре контакта, обозначенных на схеме цифрами /, //, 111, IV. Состояние контактов зависит QT положения рычага переключателя. Положение рычага переключателя в свою очередь определяется положением кабины относительно данного переключателя. На рис. Н.71 показана форма отводкр этажного переключателя ПЭ-К Диаграмма состояния контактов приведена ниже: Номер контакта . , I П III IV Положение рычага: левое..... -Ь — — -f- нулевое..... — — + + правое..... — -|- -Ь — Когда кабина находится на уровне этажа, рычаг этажного переключателя находится в среднем положении (нулевом). При этом контакты /// и IV замкнуты, а контакты / и II разомкнуты. При проходе кабины выше какого-либо этажа рычаг переключателя этого этажа переходит в правое положение, в котором контакты // и /// замкнуты, а контакты I я IV разомкнуты. При опускании кабины ниже этажа рычаг данного этажного переключателя отводкой поворачивается в левое положение, в котором замыкаются контакты I я IV Vi. размыкаются контакты II и ///. По диограмме (рис, 14.70) кабина находится на первом этаже, поэтому рычаг переключателя 1ЭП занимает среднее вертикальное положение, и рычаги переключателей 2ЭП и ЗЭП попернуты вправо. Для отправления кабины на верхний этаж, например третий, нажимают кнопку приказа ЗКП. Это приводит к включению этажного реле ЗЭР, два замыкающих контакта которого включают реверсирующий контактор В. Время нажатия на кнопку приказа должно быть таким, чтобы успели последовательно включиться этажное реле и реверсирующий контактор. После включения контактора В приводной двигатель АД и тормозной электромагнит ТМ получают питание, лебедка растормаживается и кабина начинает движение вверх. При включении контактора В замыкается также его блокировочный замыкающий контакт, обеспечивающий самопитание катушки контактора В и питание реле ЗЭР. Замыкание второго замыкающего блок-контакта В приводит к включению промежуточного реле РП н размыканию его размыкающего контакта в цепях катушек этажных реле 1ЭР, 2ЭР, ЗЭР, что исключает возможность регистрации второго дриказа BQ время движения кабины при случайном нажатии т одну из кнопок приказа. При подходе кабины к третьему этажу рычаг этажного переключателя отводкой кабины переводится из правого положения в среднее (нулевое) положение, что приводит к отключению контакта ЗЭП-П и отключению контактора В, в результате чего двигатель лифта и тормозной магнит отключаются от сети и кабина останавливается на уровне третьего этажа. Для спуска кабины с любого этажа на первый нажимается кнопка приказа 1КП. Этот приказ регистрируется включением этажного реле 1ЭР, и, так как контакт 1ЭП-1 этажного переключателя замкнут, включается контактор направления движения «Вниз» (Я). Кабину вызывают на требуемый этаж с помощью кнопок вызова 2КВ-1, 2КВ-2, ЗКВ-1 и ЗКВ'2, подачей звукового сигнала и выбивкой сигнального блинкера {2БВК или ЗБВК) с номером этажа, с которого был подан сигнал о вызове. Звуковой сигнал и сигнальный блинкер находятся на месте управления лифтом. Кабину вызывают, например на третий этаж, нажимая на кнопки ЗКВ-1 и ЗКВ-2, расположенные у различных дверей шахты третьего этажа при оборудовании лифта проходной кабиной. В результате включается звонок ЗС и втягивается якорь сигнального блинкера ЗБВК. При отпускании кнопки вызова звуковой сигнал прекращается, а сигнальный блинкер остается выпавшим. Для его возврата в исходное положение надо нажать на штифт отбоя блинкера на кнопочной панели. Данной схемой предусмотрены сигнализация о положении кабины, сигнализация о состоянии щитовых дверей и работе лифта с помощью сигнала «Занято», а также включение лампы освещения кабины ОК при работе лифта и открытых дверях шахты. Сигнальные лампы положения кабины 1ЛП, 2ЛП и ЗЛП расположены в световом табло на нервом этаже. Они включаются контактами соответствующего этажного переключателя. Когда кабина находится, например, на втором этаже, то, так как оба контакта 2ЭП-111 и 2ЭП-1У замкнуты, горит сигнальная лампа 2ЛП. После ухода кабины с этого этажа один из контактов 2ЭП-111 тп 2ЭП-1У размыкается (контакт 2ЭП-111 размыкается при уходе кабины вверх, а контакт 2ЭП^IV размыкается при уходе кабины вниз) и лампа 2ЛП гаснет. Лампа «Занято» и лампа освещения кабины ОК включаются при движении кабины с помощью промежуточного реле РП или же при открытии любой кэ створок шахтных дверей с помощью блокировочных выключателей 1ДШ-1, ЗДЩ-2. На напряжение 24 В подключены две штепсельные розетки для включения ремонтного пониженного напряжения: ЩРМ — я машинном помещении и ШРК — в кабине. Схема предусматривает аварийную остановку лифта в случаях подъема кабины выше уровня верхнего этажа или спуска ее ниже уровня нижнего этажа с помощью концевого выключателя ВК; срабатывания ловителя с помощью контакта КЛ; перегрузки двигателя или коротком замыкании в силовых цепях привода с помощью автоматического выключателя А; открытия хотя бы одной из дверей шахты. Для остановки лифта в случае необходимости исправления зарегистрированного приказа или в других аналогичных случаях служит кнопка «Стоп» на панели лифтера. Рис. 14.72. Принципиальная электрическая схема грузового лифта с рычажным управлением 43 S1B
Неработающий лифт отключается авто¬матическим выключателем А и главным рубильником ГР.