МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ, СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО УХОДА ЗА МАШИНАМИ И ИХ РЕМОНТА
Технический уход и плановые ремонты составляют одну общую неразрывную систему профилактических мероприятий по поддержанию машин в исправном состоянии. Проектирование системы уходов и ремонтов должно производиться по зонам страны с учетом климатических и других особенностей использования машин. Это проектирование первоначально следует вести применительно к одной зоне, для учета же особенностей других зон необходимо вводить поправочные коэффициенты. Основные изменения в системе при зональном корректировании ее сводятся к изменению сроков проведения запроектированных мероприятий, хотя для ряда зон может потребоваться изменение и перечня операций. Например, в гористых районах усиленному износу подвергаются тормозные системы, низшие передачи, рулевые управления и ходовые части машин, в песчаных районах наблюдается ускоренный абразивный износ деталей двигателя, ходовых и других частей машин. Зональное корректирование сроков проведения ухода н ремонта должно производиться на основании статистических материалов путем определения среднепрогрессивных сроков при работе машин в условиях дайной зоны. В случае использования новых впервые осваиваемых машин поправочный коэффициент берется ранее принятый для аналогичной машины старой марки. По скорректированным зональным среднепрогрессивным срокам выполнения уходов и ремонтов должна производиться оценка качества использования машин, своевременности постановки их в ремонт, расхода запасных частей и др. Для организации же профилактических мероприятий, т. е. для проверки состояния деталей и узлов необходимо применять другие сроки. В первой главе рассмотрение статистических данных но межремонтным срокам службы деталей привело к необходимости различать Tmin, т„ и Хтах, Т. 6. минимальные, средние, средне прогрессивные и максимальные сроки, которые имеют следующие значения; т. е. срок проверки следует принять равным среднеарифметическому сроку минус среднее квадратическое отклонение. В этом случае лишь 15—16% машин могут подвергнуться проверке после достижения деталями предельно допустимых износов, интервал же проведения этой проверки будет достаточно большим. Необходимо отметить большое значение ежесменного или ежедневного технического ухода в системе мероприятий по поддержанию машин в исправном состоянии. Практика показывает, что хотя па этот вид ухода тратится наибольшее время за сезон полевых работ, тщательный ежесменный (ежедневный) уход с точным выполнением полагающихся операций является важнейшим залогом длительной бесперебойной работы машины. Это с особой убедительностью показывают передовики-механизаторы сельского хозяйства. Так, А. В. Гиталов считает, что «...самое главное — знать состояние машины, ежесменно производить ее очистку, положенную смазку, проверку креплений и регулировок; тогда и машина будет работать бесперебойно. Кратко резюмируя сказанное о методике организации системы ухода и ремонта, отметим, что эта методика определяется сущностью современной планово-предупредительной системы технического ухода за машинами и их ремонта. Сущность же характеризуется тем, что все операции системы делятся на две группы; на группу проверочных операций, которые являются обязательными по периодичности их выполнения и объему, и па группу операций, связанных с заменой деталей; или ремонтом того или иного узла. Последняя группа операций должна выполняться iB зависимости от состояния детали или узла, выявляемого в процессе проведения проверочных операций, или как принято в практике называть — должна выполняться по потребности. Многолетний опыт передовых механизаторов сельского хозяйства (А. В. Гиталова, Н. Ф. Мануковского и др.) подтверждает целесообразность обязательной проверки механизмов по периодичности и объему и проведения смены деталей и узлов по потребности. Сроки выполнения операций той и другой группы должны планироваться, причем, учитывая профилактическое значение проверочных операций, сроки выполнения их следует подсчитывать по зависимости (76), т. е.