Создаваемые конструкторами и изготавливаемые заводами машины должны оцениваться но технико-экономическим показателям, характеризующим достаточную экономичность их производства и эксплуатации. Экономичность же эксплуатации неразрывно связана со всемерным снижением затрат на технический уход за машинами и их ремонт. В этой связи ремонтная практика выдвигает целый ряд требований к конструкции машин, учет которых обеспечивает простоту и удобство обслуживания их ремонтом и, следовательно, снижение затрат. Выше, при рассмотрении влияния конструктивно-технологических особенности! машин на организацию ремонта их основные ремонтные требования к конструкции машин в части, относящейся к организации ремонта, были частично изложены. Они позволяют иметь необходимое представление о характере этих требований. Не менее важное значение имеют технологические ремонтные требования к конструкции машин. В достаточно систематизированном виде эти требования изложены В. В. Ефремовым и К. Т. Кошкиным. Авторы делят их на две основные группы: 1) требования, возникающие при разборочно-сборочных работах и 2) требования к конструкции отдельных сопряжений и деталей.
Требования, возникающие при разборочно - сборочных работах кратко представляются в виде следующего перечня. 1. Для надежности крепления к стендам и удобства производства разборочно-сборочных работ агрегаты машины должны иметь соответствующие опоры, размещенные в одном корпусе (в одной детали). 2. Кожухи и картеры со смазкой должны иметь наливное и сливное отверстия (два отверстия) для возможности присоединения паропровода к одному отверстию при выпаривании смазки через другое. 3. Конструкция агрегатов и узлов машины должны обеспечивать достаточное удобство производства разборочно-сборочных работ с возможностью использования наиболее простых инструментов, съемников и других приспособлений. 4. Болтовые соединения должны иметь специальные упоры, исключающие возможность провертывания болтов при отвертывании и завертывании гаек. 5. Резьбовые крепления должны быть но возможности унифицированы, в связи с чем количество потребного инструмента для производства разборочно-сборочных работ должно быть по возможности минимальным. 6. Регулируемые сопряжения по своей конструкции должны обеспечивать необходимые удобства для проведения регулировок и вместе с тем должны быть достаточно надежными в эксплуатации.
Требования к конструкции отдельных сопряжений и деталей весьма многочисленны и разнообразны. Главные из них сводятся к следующим.
1. Желательно, чтобы все детали машин были взаимозаменяемы. 2. Базовые поверхности детали не должны подвергаться износу и другим изменениям в процессе работы машины. 3. Желательно, чтобы места износа в сложных и дорогостоящих деталях обеспечивались бы сменными втулками, гнездами, венцами, вкладышами и другими легко заменяемыми деталями (например, места посадки подшипников в корпусах передач). 4. Детали, подвергающиеся одностороннему износу, должны иметь по возможности симметричную конструкцию, позволяющую использовать их после износа одной стороны путем перевертывания на 180° (или перестановка с левой стороны на правую) для работы другой неизношенной стороной (например, зубчатый пуско¬вой обод маховика автомобильного двигателя). 5. Желательно, чтобы в деталях, которые могут восстанавливаться способом пластических деформаций, изнашивающиеся части имели определенный запас металла для такого восстановления.
В отношении технического ухода основные требования к конструкции машин сводятся к всемерному уменьшению точек смазки и вообще мест обслуживания. Важное значение имеет также доступность мест и простота обслуживания.