Главная » 2012 » Сентябрь » 6 » Конструкции и схемы контрольных и предохранительных устройств для жидкой и густой смазки
20:17
Конструкции и схемы контрольных и предохранительных устройств для жидкой и густой смазки
КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЖИДКОЙ И ГУСТОЙ СМАЗКИ
При любой системе смазки необходимо повседневно проверять ее работу. Для этого существует много приборов, которые позволяют контролировать уровень масла в резервуарах, течение его по маслопроводу, давление и температуру. Одни, из этих устройств требуют наблюдения за их действием со стороны человека, другие действуют автоматически. Указатели уровня масла обычно присоединяются к корпусу редуктора или другого смазываемого узла в местах, легко доступных и хорошо освещенных. На фиг. 48 показан трубчатый указатель, широко применяемый в машиностроении, нормальный ряд включает три размера с высотой стеклянной трубки Н, равной 75, 100 и 150 мм, и присоединительной резьбой 1/4"; 3/8" и 1/2" труб. Если трубчатые указатели увеличивают габариты машины и подвержены повреждениям при эксплуатации, то этих недостатков лишены встроенные в конструкцию смазываемого узла масло- указатели фонарного типа, изготовляемые круглой, а для больших объемов масла — удлиненной формы (фиг. 49). Глазок из рифленого стекла или пластмассы применяется в слабо освещенных местах. В тех случаях, когда уровень масла в резервуаре может изменяться в больших пределах, ставят два круглых маслоуказа- теля один над другим. При этом наименьший допустимый уровень определяется по нижнему маслоуказателю, а граница наибольшего наполнения — по верхнему. Указатели потока масла (фиг. 50) предназначены для контроля за его течением в маслопроводах и устанавливаются в ответственных местах нагнетательной магистрали, а также в некоторых сматываемых точках. Затвор указателя отклоняется в сторону движения потока. Указатель включается в маслопровод так, чтобы направление течения масла совпадало с направлением стрелки на корпусе указателя, а смотровая сторона его была расположена горизонтально и доступна для наблюдения. Кроме перечисленных указателей, выпускаются указатели аналогичной конструкции, но снабженные электросигналом.
В маслосборниках большой емкости, обслуживающих крупные станции и тяжелые машины, устанавливаемых в специальных масляных подвалах, применяют маслоуказатели поплавковогo типа. На фиг. 51 изображена схема поплавкового маслоуказателя с электрической световой и звуковой сигнализацией. .Поплавок 1 указателя перемещается вдоль стержня 2 между установленными на нем стопорными кольцами 3. При крайних положениях поплавка он давит на верхнее или нижнее стопорное кольцо, которое через стержень 2 перемещает планку 4. Эта планка воздействует на электрическую батарею или трансформатор 5. Когда уровень масла становится наибольшим, действует звонок и сигнал зеленой электролампы ЛЗ, при наименьшем уровне масла сигнал подается звонком и красной электролампой ЛК. Во избежание неправильных показаний, вызываемых колебаниями поплавка при неспокойном поступлении отработанного масла, резервуар разделен перегородкой 6 на два отсека, имеющих сообщение снизу друг с другом через отверстие внизу перегородки. Автоматически действующее реле контроля давления масла в циркуляционной системе смазки показано на фиг. 52. Реле изготовляется с двумя пружинами, позволяющими регулировать давление от 1 до 2 кГ/смг или от 2 до 6 кГ/смг. Материалом для мембраны может служить маслостойкая резина или хлорвинил. В обоих случаях давлением масляного потока мембрана деформируется и воздействует на шток, перемещение которого заставляет срабатывать микровыключатель. Находят применение также устройства с ковшом, уравновешенным ртутным контактом, отрегулированным на определенный поток масла. При прекращении потока масла контакты соединяются, давая сигнал на пульт управления. Фиг. 52. Электрическое реле автоматического контроля давления масла: 1 — мембрана; 2 — фланец; 3 — корпус; 4 — пружина; 5 — шток; 6 — направляющая втулка; 7 — микровыключатель; 8 —кожух; 9 —стойка.
К числу нерегулируемых контрольных устройств относятся масляные манометры, которые в станкостроении широко применяются в смазочных устройствах с пределом измерений давления: 6; 1,0; 2,5; 6; 16; 25; 60; 100; 250 кг/см2. Установка манометров позволяет контролировать величину и устойчивость рабочего давления в маслосистеме, а также следить за исправной работой масляных насосов и фильтров. Нормальная рабочая температура трущихся поверхностей, например подшипников, превышает температуру окружающего воздуха примерно на 25—30°. В то же время практикой эксплуатации станочного оборудования установлено, что температура йущихся поверхностей опор валов и шпинделей не должна превышать 60—70°. Для предупреждения чрезмерного нагрева трущихся деталей, что может привести к .серьезным авариям, связанном с длительной остановкой станка или целой автоматической линии, применяются ртутные термометры, термопары И другие средства контроля температуры, с сигнализацией или без нее. На фиг. 53 показана установка углового ртутного термометра, расположенного под углом а=90° и заключенного в металлическую оправу. Угол а может быть равным 90, 120 и 135°, а длина закладной трубки L имеет значения 100, 145, 196, 245 и 295 мм, градуировка шкалы от 0 до 150°. В тех случаях, когда увеличение температуры сверх рабочей в узле трения не допускается, применяются ртутные термометры с электромагнитами, которые могут присоединяться по трем схемам. Автоматический контроль при повышении температуры осуществляется так: по первой схеме дается сигнал, например, включается красная лампочка или звонок, по второй — сигнал с одновременным срабатыванием предохранительного устройства, останавливающего электродвигатель; по третьей схеме (фиг. 54) делается два контакта: один на температуру, например, 50°, когда дается сигнал, а второй на предельную температуру 65°, при которой вступает в действие аварийное устройство. Фиг. 54. Термометр сигнальный с электроконтактами: 1— термометр; 2 — электроконтакты; 3 — электросигнал; 4 — промежуточное реле.
Иногда из-за больших габаритов установка термометра оказывается неудобной, тогда используется термопара, закладываемая в тело детали с таким расчетом, чтобы наконечник ее имел непосредственный контакт с нагретым маслом, которое при увеличении температуры воздействует на термопару, и последняя подает звуковой или световой сигнал. В качестве термоэлектродов в термопарах применяется проволока, изготовленная из никелевых и медноникелевых сплавов. Фиг. 55. Схема работы реле давления.
Своевременное предупреждение о перегреве подшипника можно получить также по изменению цвета специальной краски, нанесенной на его поверхность. Существуют и такие блокировочные устройства, которые не позволяют включать электродвигатель машины до тех пор, пока в смазочной системе не установится давление, достаточное для проникновения масла к трущимся поверхностям. Большинство из этих устройств работает по схеме, изображенной на фиг. 55. Из маслопровода масло заполняет гофрированный резервуар 1, при повышении давления оно действует на пружину 2 и связанную с ней пластинку 4, свободный конец которой, приподнимаясь кверху, замыкает контакт 3, включающий ток в электродвигатель станка.
Другим концом пластинка 4 остается постоянно в соприкосновении с контактом 5. При падении давления в масляной системе, а следовательно, и в резервуаре 1 подвижной конец пластинки 3 опускается, размыкая контакт, — Подача тока в электрическую цепь прекращается, и двигатель выключается. Для контроля за поступлением смазки к наиболее удаленным смазываемым точкам, обслуживаемым централизованной системой густой смазки (см. фиг. 26), а также в случае размещения питателей в местах, неудобных для постоянного наблюдения за перемещением их штоков, на концевых питателях устанавливают электросигнальное устройство (фиг. 56). Оно действует следующим образом: при каждой подаче смазки шток 2 перемещается вниз (фиг. 56, а) или вверх (фиг. 56, б) и воздействует на подвижной стерженек 5 конечного выключателя, прикрепленного винтами к общей планке 8 с питательным клапаном 1. Контрольная пластинка 6 при подъеме связанного с ней стерженька 5 замыкается с подвижным контактом и посредством электрического провода 7 включает световой сигнал — красную лампочку. Она должна гореть до тех пор, пока шток 2 и стерженек 5, при следующем рабочем цикле подачи смазки, не опустятся вниз. Таким образом, при каждом нагнетании сигнальная лампа на пульте управления должна вспыхнуть или погаснуть, оставаясь так до следующей подачи смазки, и этим сигнализировать о поступлении ее к самому отдаленному узлу трения. Для связи штока 2 со стерженьком <5 в отверстие, специально рассверленное в регулировочных винтах 4, вставляется штифтик 3, перемещающийся вместе со штоком 2. Диаметр отверстия в винтах 4 должен быть меньше диаметра штока 2 для того, чтобы винты могли оставаться его упорами при регулировке подачи смазки. У концевых питателей в отверстия, предназначенные для присоединения мазепроводов и остающиеся в этом случае открытыми, ввинчиваются пробки-заглушки 9.