В состав нефти входят углеводородные соединения, пригодные для переработки с целью получения моторных топлив, смазочных масел, ароматических веществ и различных синтетических материалов. Наиболее простым способом переработки нефти является разделение ее на фракции по температурам выкипания углеводородов (температурная разгонка), входящих в состав нефти. Процесс разделения нефти на фракции основан па том, что с увеличением молекулярной массы углеводородов повышается температура их кипения. При нагревании до 200 °С отгоняются наиболее легкие бензиновые фракции, при 250—300 °С — керосиновые и т. д. В результат те разгонки нефти на фракции получают 55—75 % моторных топлив (бензина, керосина, газойля, солярового масла) и 25—45 % тяжелого нефтяного остатка (мазута). При этом способе разгонки нефти, получившего назва ние неглубокой переработки, молекулярная структур;! углеводородов не разрушается.
С целью увеличения выхода легких моторных тонлни, ппфебность в которых в связи с интенсивным разни ним всех видов транспорта быстро увеличивается, широко* применение получил способ глубокой переработки нефтв продуктов. Основным процессом глубокой переработк! является расщепление молекул тяжелых углеводоро щ
на более легкие. Этот процесс, называемый креки.............................. М
происходит в результате воздействия,высокой темпер.! гуры (450—600 °С) и резкого снижения давления (Л/1-■•- 4...5МПа). Сырьем для крекинга кроме сырой нефп могут служить прямогонный мазут и соляровое масло Чтобы ускорить крекинг, увеличить выход легких МО •I<>|>пых топлив и провести его при более низкой темпер.! I у ре, применяют специальные катализаторы (катили гИ чес кий крекинг).
Для увеличения выхода моторных топлив часть пилу 41 иного остатка подвергают коксованию с получение! Коксового дистиллята. Из последнего в процессе ДйЛЬ
..... шей переработки получают легкие моторные ТОПЛИИ
Остаточный продукт процесса глубокой переработк) ИСфти — крекинг-мазут —имеет очень высокую вязкость 1 иесь крекинг-мазута и прямогонного мазута, доблвлие МО ГО для понижения вязкости, используется кик ко тельное топливо.