К техническим характеристикам топлива относятся такие теплофизические свойства, которые оказывают существенное влияние на его горение, работу топок и устройств для хранения, транспортировки и подготовки топлива к сжиганию: содержание горючих веществ, влаги и минеральных примесей, удельную теплоту сгорания, физико-механические характеристики (плотность, вязкость и пр.). Для твердых топлив важное значение имеет также выход летучих веществ, свойства кокса и золы.
Состав топлива
Все вещества в твердом, жидком и газообразном топливе находятся в виде сложных химических соединений. Однако количественный анализ соединений, входящих в состав твердого и жидкого топлива, требует проведения сложных и трудоемких лабораторных исследований. Поэтому для твердого и жидкого топлива состав выражается не соединениями, а содержанием отдельных элементов (в процентах) к исходной массе топлива.
Газообразное топливо представляет собой смесь горючих и негорючих газов, содержащую некоторое количество примесей — воды и пыли. Газы, входящие в газообразное топливо, сравнительно легко определяются газовым анализом. Поэтому состав газообразного топлива обычно выражают объемными долями отдельных газов (СН4, СтНп, СО, СОа, Н2, 1Ма, 02, Н2 и др.) в процентах к объему сухого газа при нормальных условиях.
Горючими элементами топлива являются углерод, водород и сера. В связанном с ними состоянии находятся кислород и азот, образующие внутренний балласт топлива. Зола и влага составляют внешний балласт.
Главным горючим элементом твердого и жидкого топлива, содержание которого обусловливает выделение основного количества теплоты, является углерод. Он имеет высокую удельную теплоту сгорания (34,1 МДж/кг) и составляет 40—70 % массы твердого топлива и 82—85 % массы мазута. Водород имеет более высокую удельную теплоту сгорания (120,5 МДж/кг), но вслед-
■пне сравнительно малого его количества (3—4 % в I пердом и 10—11 % в жидком топливе) доля водоро-|.| и суммарном тепловыделении при горении топлива 1Начительно меньше, чем углерода. Сера имеет невысо-| ую юплоту сгорания (9,3 МДж/кг), содержится в топ-птах в малых количествах (до 3 % в твердом топливе и
\к', до 6 % в отходах обогащения углей) и поэтому НС представляет ценности как горючий элемент.
• ера в топливе находится в трех видах: органическая ипритная, или сульфидная 5П, и сульфатная 5. Органическая сера входит в состав органических ве-
■I гв топлива и образует с ними сложные органические 1'о< прения, пиритная сера находится в топливе в виде
) и.фидов металлов, например Ре5.,, СиРе52, сульфатная — в виде сульфатов Са504, М§504, Ре504 и т. д. | ера в сульфатах находится в виде высших оксидов, поэтому ее дальнейшее окисление (горение) не пронехо-|и I.Сульфаты являются минеральной примесью топ-"|п.1 и входят в состав золы. Органическая и пиритная | |м горят с выделением теплоты. Органическая и пирит-
........ ера составляют горючую (летучую) серу 5Л, кото-
| и дельной составляющей входит в элементарный '" I ив топлива.
При горении сера образует оксид серы (IV) (502) и некоторое количество оксида серы (VI) (50.,). Пос-|"нп при соединении с водяным паром, содержащим-1ф0Д) мах сгорания топлива, образует пары серной |< >ксиды серы и серная кислота отравляют ||к р\ п оказывают вредное влияние на животный мир
Минеральные примеси топлива представляют собой смесь различных минеральных веществ — оксидов кремния, железа, алюминия, сульфатов, солей щелочных и щелочно-земельных металлов. Минеральные примеси в зависимости от их происхождения подразделяют: на первичные, содержащиеся в исходном органическом материале, из которого образовалось топливо; вторичные, принесенные в угольную залежь извне, например через трещины пласта или с подпочвенными водами, и образующиеся в результате жизнедеятельности бактерий; третичные, попавшие в топливо при его добыче, транспортировке и хранении (порода, земля, песок). Первичные и вторичные примеси равномерно распределены в топливе и их механическое отделение практически нельзя осуществить. Третичные примеси обычно неравномерно распределены в топливе и могут сравнительно легко отделяться от топлива, например в процессе его обогащения. Минеральные примеси уменьшают содержание горючих веществ в единице массы топлива и снижают удельную теплоту его сгорания.
Влага твердого топлива подразделяется на гидрат-ную, коллоидную, капиллярную и поверхностную.
Гидратная, или кристаллизационная, влага химически связана с минеральными примесями топлива и образует соединения минеральных веществ с водой (кристаллогидраты), например силикаты (А1203 • 25Ю2X X 2Н20, Ре20;) • 25Ю2 • 2Н20), сульфаты (Са504 • 2Н20, М§504 • 2Н20) и др. Содержание гидратной влаги в топливе обычно невелико. Лишь в многозольных топ-ливах содержится значительное ее количество. Из топлива она выделяется при дегидратации в процессе нагрева топлива до температуры 600 °С и выше.
Коллоидной является та часть влаги топлива, которая в виде мельчайших коллоидных частиц (от 10~9 до Ю-7 м) адсорбируется органической массой топлива и образует с последней сложный коллоид. Ее количество зависит от вида и химического возраста топлива. По мере увеличения степени углефикации содержание коллоидной влаги уменьшается. В торфе и бурых углях ее содержится 10—15%, в молодых каменных углях — 3—6, в старых углях и антраците — 0,5—1 %. Коллоидная влага из топлива удаляется в процессе сушки при температуре 102—105 СС. Коллоидная и гидратная влага связана с органической и минеральной частью топлива. По'яому ее называют связанной влагой.
Капиллярная влага находится в капиллярах и норах Частиц топлива. Ее содержание зависит от водоносности месторождения и атмосферных условий в период транспортировки и хранения топлива. С повышением степени углефикации топлива содержание капиллярной влаги уменьшается.
К поверхностной, или механически удерживаемой, ■лаге относят ту часть воды, которая осаждается на Iрхности частиц топлива. Она попадает в топливо из I руптовых вод или с атмосферными осадками. Количество поверхностной влаги зависит от удельной поверхности Частиц топлива и свойств этой поверхности, в первую очередь ее способности к смачиванию. Очевидно, чем Частицы топлива мельче, тем больше их поверхность на I шпицу массы, следовательно, тем больше удерживается поверхностной влаги. Количество поверхностной влаги ]чно не превышает 3—5 % массы топлива. Капилляр-НуЮ и поверхностную влагу называют свободной, или внешней, влагой.
Технической характеристикой минеральных примесей является зольность топлива А,представляющая собой выраженную в процентах долю твердого негорючего остатка, полученного при сжигании навески топлива в
..... >раторной печи при стандартных условиях, опреде-
онмыхстандартом.
1е\нической характеристикой содержания влаги в кшлнве является влажность №. Она определяется по Ипению массы топлива путем его высушивания при 1' -105 °С в стандартных условиях и выражается в
I...... игах от начальной массы навески топлива. Так как
I и высушивании вода из гидратов топлива не выделя-|ю влажность меньше действительного содержания 'нина величину кристаллогидратной воды. Однако, учитывая малое содержание последней, это расхождение шачптсльно.
При длительном пребывании топлива в комнатных ги|% из него выделяется основное количество внеш-(капиллярной и поверхностной) влаги. Топливо с | т..пившейся в естественных условиях влажностью
во (душно-сухим. Оно содержит гидратную и
ип|\ к) плату и некоторое количество внешней вла-
IIII и как содержание последней зависит от влажности
атмосферноговоздуха, увеличиваясь с ее повышен и ем, то и влажность воздушно-сухого топлива буде'1в висеть от атмосферных условий, т. е. не будет для дан ного топлива постоянной величиной. Поэтому введет понятие гигроскопической влажности Р7ГИ, которой назы вают влажность топлива, доведенного до равновесно!с состояния в воздухе с относительной влажностью 60 % при температуре 20 СС. Для твердого топлива гигроскопическая влажность величина постоянная. Она доста точно точно характеризует коллоидную и гидратную влагу топлива.
Влага является наиболее вредной балластной состаг,-ляющей топлива. Она уменьшает тепловыделение но только вследствие снижения содержания в нем горючих элементов, но главным образом за счет расходования части выделяемой при горении теплоты на испарение влаги.