Каркасом котельного агрегата называют металлическую конструкцию, поддерживающую барабан котла, испарительные поверхности нагрева и другие устройства котельного агрегата: пароперегреватель, водяной экономайзер, воздухоподогреватель, лестницы и помосты, а также обмуровку.
Каркас котельного агрегата экранного типа (рис. 57) состоит из вертикальных колонн 2, соединенных между собой горизонтальными балками б, которые для предотвращения продольного изгиба колонн связаны раскосами и крестовинами. На отдельных уровнях каркаса устанавливают площадки 5. Каркас в цело.м ставят на бетонный фундамент. Барабан 3 котла, коллекторы 4 экранов, пароперегреватель, водяной экономайзер и воздухоподогреватель при нагреве удлиняются, поэтому во избежание возникновения в них больших температурных напряжений их устанавливают на специальных опорах, закрепленных на горизонтальных балках, или подвешивают к этим балкам.
В котлах небольшой паропроизводительности, например в ДКВР, каркаса не изготовляют; масса котла передается непосредственно на опорную раму, а для укрепления обмуровки делают металлическую обвязку. Обмуровкой котельного агрегата называют стенки, отделяющие топочную камеру и газоходы от окружающей среды. Кроме того, обмуровка служит для направления движения потока дымовых газов в пределах котельного агрегата. Выбор типа обмуровки зависит от паропроизводительности котла, его размеров и конструкции, от системы топочного устройства и др. Для газоходов, в которых температура внутренней стороны обмуровки не превышает 600°С, применяют красный кирпич, а при температуре свыше 600°С — огнеупорный шамотный кирпич. Обмуровки бывают тяжелые, облегченные и легкие. По способам крепления их делят на свободностоящие (на фундаментах), каркасные (опирающиеся на каркас) и натрубные (висящие на трубах). Обмуровку выполняют так, чтобы она при нагревании могла беспрепятственно расширяться во всех направлениях. Внутренняя часть обмуровки подвергается воздействию высоких температур, нагревается сильнее, чем наружная, и выполняется из огнеупорного кирпича. Наружную часть кладки выполняют из красного кирпича. Применяют также наружную металлическую обшивку. Котельный агрегат имеет обмуровку вертикальных стен, потолочных покрытий, подвесных сводов, золовых воронок и пода. Обмуровка вертикальных стен бывает свободностоящей, массивной, облегченной накаркасной, щитовой и натрубной (рис. 58). Свободностоящую обмуровку (рис. 58, а) выполняют толщиной не менее чем в два кирпича на специальной раме. Каждый вид кирпича обмуровки располагают в самостоятельном ряду, но для ее предохранения от расслоения и выпучивания футеровки внутри газохода огнеупорную кладку через каждые 5 — 8 рядов перевязывают с кладкой из красного кирпича 1 путем выпуска всего ряда огнеупорной кладки на полкирпича в кладку из красного кирпича. Кирпичную массивную обмуровку (рис. 58,6) выполняют обычно в котельных агрегатах небольшой паропроизводительности. Облегченную накаркасную обмуровку (рис. 58, е) вертикальных стен осуществляют в котельных агрегатах паропроизводительностью 50 — 75 т/ч и выше. Облегченная обмуровка состоит из слоя нормального шамотного кирпича 2, укладываемого. в полкирпича или в один кирпич, а также фасонного кирпича 6, образующего футеровку, слоя легковесной теплоизолирующей шамотной массы 10 или плит 9. Для придания обмуровке необходимой устойчивости ее связывают с каркасом котла разгрузочными притягивающими поясами 8. Щитовую обмуровку (рис. 58, г) выполняют в виде отдельных прямоугольных щитов из различных видов бетона, которые укрепляют на каркасе котла. Щит делают многослойным, слой, обращенный в газоход, выполняют из огнеупорного бетона, армированного стальной сеткой. Натрубная обмуровка (рис. 58, Э) крепится непосредственно к трубам и состоит пз слоя хромитовой пли шамотной массы 10. Следующий слой делают пз легкого термоизоляционного материала, затем укладывают теплоизоляционные плиты 11 п производят газонепроницаемую об.мазку. Топочные камеры и газоходы современных котельных агрегатов выполняют пз огнеупорных теплоизоляционных бетонов. Обмуровку холодной воронки изготовляют из огнеупорного бетона. Основой этой обмуровки служит металлический каркас. Обмуровка пода топок для сжигания мазута и газа почти аналогична по конструкции обмуровке холодной воронки,