Техноэнерг
Среда, 19.09.2018, 12:33
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Топливо - Теория горения. [224]
Высокотемпературные установки и процессы. [25]
Теплообменные установки и процессы. [56]
Котельные установки - конструкция и принцип работы. [49]
Устройство и эксплуатация оборудования газомазутных котельных. [73]
Металлургическое оборудование. [75]
Конструкции трубопроводной запорной арматуры. [59]
Объемные гидромашины и гидроприводы. [40]
Гидравлика. Гидравлические расчеты. [47]
Смазка оборудования. [53]
Оборудование пароконденсатных систем [20]
Справочник по сборке узлов и механизмов машин. [23]
Универсальные зажимные устройства токарных станков. [45]
Справочник металлиста [46]
Экономика. [21]

Поиск

Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Наш опрос
Чем для Вас является теплоэнергетика
Всего ответов: 786

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2012 » Март » 1 » Что необходимо знать при выборе смазочного материала для оборудования.
12:27
Что необходимо знать при выборе смазочного материала для оборудования.





ВЫБОР СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Выбор смазочного материала для смазки машин и механизмов зависит от многих условий, главными из которых являются: рабочий режим (нагрузка, скорость, температура), особенности рабочего и технологического процесса, конструкция подшипников и трущихся поверхностей. Имеют значение и место установки (внутри помещения или на открытом воздухе), а также влажность, наличие паров, агрессивных газов и другие условия.
Обычно завод-изготовитель указывает для каждой машины сорт применяемого масла или смазки, исходя из нормальных условий эксплуатации, но иногда в силу специфических местных условий и рабочего режима приходится заново подбирать сорта масел и смазок. Выбор смазочных материалов производится также в следующих случаях: для вновь проектируемых и изготовляемых машин, для импортного оборудования, для машин после модернизации, для действующего оборудования при резком изменении рабочего режима или температуры.
Задача правильного выбора состоит в том, чтобы выбранный смазочный материал создавал между трущимися поверхностями прочный масляный слой необходимой толщины, который разделял бы эти поверхности, уменьшал трение и предотвращал износ, заменяя трение рабочих поверхностей трением слоев смазки. Этот масляный слой не должен выдавливаться из зазоров при данной рабочей температуре, скорости и давлении. Кроме того, масло должно предохранять трущиеся поверхности от коррозии и предупреждать их нагрев. Сам смазочный материал не должен при этом окисляться под действием металла и воздуха, высыхать с образованием твердых пленок и не должен оказывать вредного действия на кожу рук, органы дыхания и зрения у обслуживающего персонала.
Для обеспечения прочного масляного слоя масло должно обладать достаточной вязкостью. Поэтому вязкость является основным свойством, определяющим выбор масла для различных условий применения.
Выбор масел по степени очистки производится в зависимости от их целевого назначения. Так, для гидросистем и циркуляционной смазки масло должно быть высокоочищенным, а для проточной, ручной смазки или смазки погружением в масляную ванну может быть применено масло меньшей степени очистки, например, выщелоченное.
Консистентные смазки для обеспечения прочного смазочного слоя должны быть устойчивыми против выжимания из зазоров между трущимися поверхностями, не плавиться и не вытекать при максимальной рабочей температуре, обладать хорошей прокачиваемостью. Поэтому для консистентных смазок основными свойствами, определяющими их выбор, является температура каплепадения и число пенетрации.
Кроме этих основных свойств, мази также должны обладать и другими качествами: так, при влажной среде быть влагостойкими — смазки кальциевого основания, при высокой температуре быть тугоплавкими — натриевого основания.
Основными факторами, влияющими на работоспособность смазочных материалов, являются: нагрузка (удельное давление), скорость, температура, состояние трущихся поверхностей, расположение трущихся пар, характер движения и нагрузки, способ и место подвода смазки. Чем больше удельное давление, тем более вязким и маслянистым должно быть применяемое масло. При больших удельных давлениях и недостаточной вязкости может происходить выжимание смазки, разрыв смазочного слоя, в результате чего жидкостное трение может перейти в полужидкостное и даже в полусухое и вызвать быстрый износ деталей.
Скорость относительного перемещения трущихся частей или окружная скорость в м/сек влияет на выбор смазочного материала. Чем больше скорость, тем меньше должна быть вязкость масла. При увеличении скорости движения увеличивается расклинивающее действие масла и проникновение его в зазор между трущимися поверхностями, например между направляющими стола и станины, между цапфой вала и подшипником. Для высокооборотных станков применяют обычно маловязкие масла; если же они вызывают повышенный износ, а высоковязкие масла приводят к перегреву и большим потерям энергии на преодоление трения, то в этом случае рекомендуется применять маловязкие масла с присадками, повышающими их маслянистость.
При больших скоростях движения трущихся деталей применение консистентных смазок без постоянной принудительной их подачи под давлением не рекомендуется, так как смазка вытесняется из зазоров и вновь не пополняется, вследствие чего происходит нагрев и повышенный износ трущихся частей. При числах оборотов выше 2500—3000 в минуту под действием центробежных сил усиливается расслоение консистентной смазки с выделением масла и загустителя, который затем затвердевает и вызывает заедание подшипников.
Для одновременного учета удельного давления р и скорости V на практике часто пользуются произведением этих величин. В технических справочниках обычно приводятся таблицы рекомендуемых значений ри. Если, например, в результате модернизации станка произошло в целом увеличение величины ри, то следует соответственно увеличить вязкость масла или улучшить его подачу — подавать под давлением.
Для смазки жидкими маслами подшипников качения, имеющих диаметр д мм и число оборотов п в минуту, при факторе скорости дп до 400 000 и работе их при нормальных температурах и нагрузках обычно рекомендуется применение подачи жидких масел под давлением или без него, в зависимости от конструктивного решения системы смазки. При факторе скорости свыше 600 000 в большинстве случаев рекомендуется капельная смазка или смазка масляным туманом. Для подшипников, работающих в широком температурном интервале (от —55 до +250°) и при высоких скоростях, когда фактор скорости находится в пределах от 500 000 до 1 000 000, рекомендуется применять жидкую смазку распылением.
Температура рабочих поверхностей и окружающей среды является одним из факторов, определяющим выбор смазочного материала, при ее повышении вязкость масла уменьшается, консистентные смазки могут расплавляться и вытекать, смазочный слой становится все более тонким, что может привести к усиленному износу трущихся поверхностей.
Чем выше рабочая температура, тем выше должна быть вязкость масла. В этих случаях применяют вязкие масла с высокой температурой воспламенения и малой испаряемостью (цилиндровые), а при низких температурах — маловязкие масла с низкой температурой застывания (веретенное АУ, индустриальное 12 и 20, трансформаторное).
Из консистентных смазок при температурах 70—120° обычно применяются тугоплавкие смазки типа консталинов, при температурах 0—60°— солидолы, при низких температурах — морозостойкие смазки № 21, НК-30, ЦИАТИМ-201 и др.
Состояние трущихся поверхностей определяет характер трения между -ними и обусловливает выбор сорта смазочного материала. Грубо обработанные или вновь изготовленные и неприработавшиеся поверхности требуют применения масла повышенной вязкости. В дальнейшем, после приработки поверхностей, вязкость может быть уменьшена. Увеличение зазора вследствие износа, например, цапфы и разработка отверстия подшипника приводит к возрастанию вибрации вала, усиливает выжимание масла, мешает образованию прочного масляного слоя. Поэтому для изношенных подшипников следует применять масло повышенной вязкости и несколько увеличивать его подачу. Для особо точных механизмов следует применять масла с меньшей вязкостью.
Имеет значение также расположение трущихся пар. Для вертикальных направляющих применяют масла с большей вязкостью. Для подшипников вертикальных валов, во избежание вытекания, предпочтительнее применять не масла, а консистентные смазки.
Должен учитываться при выборе смазочных материалов характер движения и нагрузок. При возвратно-поступательном движении и реверсировании, при наличии толчков, ударов и знакопеременных нагрузок затруднено образование постоянного прочного масляного слоя. В этих случаях следует применять высоковязкие масла с хорошей маслянистостью.
Большое значение для выбора и применения смазочных материалов имеют конструктивные особенности системы смазки: способ и место подвода смазочного материала, тип насоса или масленки, форма и расположение смазочных канавок, количество и режим подачи. Циркуляционная система под давлением с непрерывной подачей масла позволяет применять масла меньшей вязкости, чем при подаче самотеком, разбрызгиванием или при ручной смазке.
При выборе смазочных материалов необходимо прежде всего решить, что целесообразно применять — минеральное масло или консистентную смазку. Обе эти группы имеют свои особенности, поэтому рассмотрим преимущества и недостатки масел и смазок.
Преимущества смазочных масел по сравнению с консистентными смазками:
1) большая стабильность и чистота; 2) низкий коэффициент внутреннего трения; 3) лучшая работоспособность при высоких числах оборотов и большом числе ходов при возвратно-поступательном движении; 4) хорошая работоспособность при высоких температурах; 5) лучшая работа подшипников при низких температурах, так как температура застывания масел обычно ниже, чем у мазей; 6) охлаждающее действие масел; 7) возможность применения фильтров, регулирующих и контрольных устройств для наблюдения за подачей и уровнем масла; 8) простота смены и добавки масла — без разборки механизма — путем слива и залива через соответствующие отверстия; 9) возможность сбора отработанного масла, его регенерации и повторного использования.
Недостатками смазочных масел являются: 1) повышенные утечки через зазоры в разъемах корпусов и неплотности соединений маслопроводов; 2) необходимость применения более сложных уплотнений; 3) более частая доливка; 4) повышенная пожароопасность.
Преимущества консистентных смазок:
1) хорошая работоспособность при малых скоростях и высоких удельных давлениях, а также при высоких температурах, ударных и знакопеременных нагрузках, при частых остановках и включениях; 2) экономичность, длительный срок службы; 3) хорошо сохраняют смазочный слой; 4) хорошо удерживаются в корпусе подшипника; 5) заполняя все свободное пространство корпуса подшипника, смазки препятствуют проникновению в него пыли.
Консистентные смазки применяют для смазки подшипников в условиях влажной и пыльной среды, причем для влажной среды следует применять смазки на кальциевой основе, как более влагостойкие; они лучше работают при смазке открытых зубчатых передач и трущихся тихоходных и тяжелонагруженных механизмов.
Недостатками консистентных смазок являются: ]) меньшая стабильность по сравнению с маслами; 2) возможность расслоения, расплавления и вытекания при длительной работе с высокой температурой; 3) худшая работа при низких температурах; 4) необходимость разборки и промывки механизма при смене смазки; 5) возможные затруднения при подводе смазки к смазываемым точкам вследствие меньшего разнообразия конструктивных решений смазочных устройств.
Правильный выбор сорта смазочного материала для всего агрегата в целом затрудняется тем, что отдельные узлы его по своим конструктивным особенностям и режимам работы требуют различных по качеству смазок, а также и тем, что режим агрегата в процессе работы часто меняется. Поэтому выбор сорта смазки производят с ориентацией на наиболее важные узлы агрегата и по наиболее характерному рабочему режиму. Число сортов смазочных материалов при этом следует сводить к минимуму, а разные узлы смазывать одним и тем же маслом за счет подбора режима и регулировки подачи к каждому узлу.

Категория: Смазка оборудования. | Теги: нормы, смазка, масло, оборудование, свойства, требования
наука нормы правила классификация характеристики Характеристика температура расчет схемы газ теплота размеры параметры вода энергетика трубопровод оборудование смазка требования схема конструкция устройство масло котел Топливо технология пар жидкость давление насос
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2023