Главная » 2013 » Ноябрь » 29 » Конструкции и размеры ходовых гаек запорной арматуры.
19:53
Конструкции и размеры ходовых гаек запорной арматуры.
Ходовые гайки
Одной из деталей, определяющих цикловой ресурс арматуры (количество циклов «Открыто—Закрыто» до предельного состояния), является ходовая гайка. Как правило, ходовые гайки изготовляются из бронзы или латуни, которые являются антифрикционными и коррозионно-устойчивыми материалами, но могут изготовляться и из антифрикционного чугуна (в неответственной арматуре). В арматуре с ввинчиваемым шпинделем применяются неподвижные ходовые гайки, закрепленные в бугеле крышки или непосредственно в крышке. Они имеют вид цилиндра с внутренней трапецеидальной резьбой и с наружной метрической. Наружной резьбой гайки ввинчиваются в бугель и застопориваются стопорным винтом. На рис. 5.15 и в табл. 5.9 приведены конструкция и основные размеры неподвижной ходовой гайки вентилей из коррозионно-стойкой стали. Вращаемая ходовая гайка применяется в арматуре с выдвижным шпинделем и совершает только вращательное движение. Гайки имеют вид тела вращения в виде цилиндра с гладкой наружной поверхностью, снабженного упорным буртом. Ходовые гайки арматуры больших размеров изготовляются составными из наружной стальной гильзы (обоймы) и внутреннего цилиндрического резьбового вкладыша. Бурт гайки служит для передачи продольного усилия, действующего на гайке, на бугель (стойку) крышки. В ответственной арматуре, в которой действуют большие продольные усилия, применяются шариковые упорные
5.9. Размеры неподвижкой ходовой гайки вентилей из коррозионно-стойкой стали на ру = 1,6 МПа (условные обозначения размеров см. на рис. 5.15)
Рис. 5.15. Неподвижная ходовая гайка вентилей
Перемещаемая гайка закладывается в затвор задвижки с невыдвижным шпинделем таким образом, что ее перемещение и проворачивание относительно затвора (клина) невозможно. При вращении шпинделя ходовая гайка перемещается вместе с затвором внутри корпуса задвижки. Для длительной и безотказной работы ходовая гайка должна смазываться антифрикционной смазкой. В противном случае происходит интенсивный износ ходовой трапецеидальной резьбы, а крутящий момент, необходимый для управления арматурой, резко возрастает. Ходовые гайки в задвижках с невыдвижным шпинделем погружены в рабочую среду, лишены смазки, поэтому условия их работы малоблагоприятны для обеспечения длительного срока службы. Исключение составляют случаи, когда арматура работает на некоррозионной (малосернистой) нефти или на минеральном масле, которые обладают хорошими смазывающими свойствами, В этих условиях перемещаемые ходовые гайки могут иметь значительный срок службы. В арматуре для кислорода присутствие жиров и масел не допускается во избежание их воспламенения в среде кислорода. Для узлов арматуры, детали которых непосредственно соприкасаются с кислородом, должны применяться кислородостойкие смазочные материалы (ВНИИНП-233, ВНИИНП-282, ВНИИНП-274, ВНИИНП-229, ВНИИНП-230) или материала на основе глицерина и фталевого ангидрида. Приводы, расположенные на открытом воздухе или в вентилируемых помещениях, не находящиеся в зоне со значительной концентрацией кислорода, могут смазываться обычными консистентными смазками с температурой каплепадения не ниже 50 ^С. Это требование диктуется необходимостью предотвратить возможность попадания смазки на шпиндель и сальник арматуры.