По принципу действия муфты ограничения крутящего момента подразделяют на механические, электромеханические и электрические. В последнем случае муфта представляет собой устройство, называемое муфтой условно, — не по конструктивному оформлению, а по назначению. Принцип действия механических муфт заключается в том, что в силовую цепь механической передачи от электродвигателя до арматуры вводится элемент, который при превышении момента (усилия) сверх установленного, упруго деформируясь или перемещаясь с трением, разъединяет силовую цепь, прекращая движение от электродвигателя к арматуре. Наибольшее распространение получили механические муфты многоразового действия. Муфты одноразового действия, в которых используется срезной штифт (после каждого срабатывания срезной штифт должен быть заменен новым), в арматуре, как правило, не применяются. Наиболее часто из механических муфт применяются конструкции роликовых муфт, в которых ролик, цилиндрический или конический, используется для соединения и разъединения муфты. В роликовой муфте ролик под действием пружины постоянно прижимается к выемке в диске ведомой части. При повышении момента свыше установленного усилие прижатия пружины оказывается недостаточным и ролик, преодолевая сопротивление пружины, выходит из выемки и таким образом разъединяет силовую цепь передачи. .В роликовых муфтах ролики могут располагаться как на торце/ так и по внешнему или по внутреннему пери¬метру диска муфты (см. рис, 3.20 и 3.22). , На рис. 3.32 показана механическая муфта с плоскими пружинами. При превышении установленного момента внутренний трехгранный кулачок раздвигает плоские пружины ведомой части муфты и проворачивается, прекращая передачу движения. Находят применение и фрикционные многодисковые муфты ограничения крутящего момента (рис. 3.33). Такая муфта позволяет плавно выключать и включать движение без остановки электродвигателя. Движение передается от двигателя через зубчатое колесо 1, которое длинной втулкой 2 приводит в движение средний ведущий диск 4. С помощью штифтов средний диск связан с внутренними распорными кольцами 5. Рис. 3.32. Муфта с плоскими пружинами Рис. 3.33. Фрикционная муфта с многодисковым сцеплением
Между наружными распорными кольцами и внутренними 5 зажаты шарики 8, расположенные в соответствующих выемках. Наружные распорные кольца 7 связаны штифтами с дисками 3 и 9, которые с помощью стержней 10 приводят в движение внутренние фрикционные,диски муфты (ведущие). Наружные фрикционные диски (ведомые) связаны с помощью пальцев 6 с чашкой, установленной на выходном валу 12. Пружины 14 сжимают диски муфты и обеспечивают передачу движения от зубчатого колеса / на выходной вал 12. При возникновении большого крутящего момента шарики, преодолевая сопротивление пружины 15, выкатываются из выемок, диск 9 опускается, а диск 3 поднимается. При этом пружина 15 сжимается. С помощью стержней 16 верхний нажимной диск 13 поднимается. Фрикционные диски муфты расцепляются, и передача движения на выходной вал прекращается, Принцип действия электромеханических муфт основан на том, что перемещение детали (червяка привода), поджатой пружиной, при увеличении момента сверх установленного используется для отключения электродвигателя. В приводах унифицированного ряда электродвигатель отключается с помощью концевого микровыключателя при смещении Подвижного червяка, поджатого с двух сторон пружинами. Так обеспечивается работа муфты двустороннего действия. В приводе с планетарной передачей, электродвигатель отключается при смещении рейки под действием повышенного момента. Ограничение момента на выходном валу электропривода может осуществляться также путем применения реле максимального тока (электрический способ, или «электрическая муфта»).