Для защиты стальных и чугунных деталей от коррозии в периоды между отдельными операциями механической обработки, при транспортировании в другие цехи, а также на период хранения их на складах и эстакадах в ожидании дальнейшей обработки или подачи на сборку, такие детали подвергают межоперационной или межцеховой консервации в водных растворах нитрита натрия. Действие нитрита натрия основано на том, что на поверхности деталей, смоченных его раствором, образуется окисная пленка, предохраняющая металл от коррозии. Защитное действие усиливается за счет оставшихся на поверхности кристаллов нитрита натрия, непрерывно обновляющих окисную пленку на металле. Нитритом натрия консервируют детали из черных металлов, не имеющие других защитных покрытий. Однако растворами нитрита натрия нельзя обрабатывать цветные металлы и сплавы (медь, цинк, свинец и др.), а также черные металлы, имеющие сварку, пайку или сборку с цветными металлами. Кратковременная межоперационная консервация производится после или между отдельными операциями механической обработки, пескоструйной очистки или галтовки. Обрабатываемые детали укладываются в сетчатые корзины или берутся специальными крючками и погружаются на 1—3 мин. в ванну с 10—15% водным раствором нитрита натрия с добавкой 0,2—0,3% кальцинированной соды. Выгруженные из ванны детали укладывают на сухие настилы, столы или противни и в таком виде оставляют до следующей операции. Перемещение деталей производится в специальных корзинах или ящиках, причем смазанные маслом детали в эти емкости укладывать не разрешается. Межцеховая консервация, рассчитанная на хранение консервируемых деталей сроком до трех месяцев, производится более тщательно и состоит из ряда операций. Вначале производится первичная промывка мелких деталей в моечных машинах водным раствором следующего состава: соды кальцинированной 5—7%, нитрита натрия 0,2%, жидкого стекла 0,4—0,6%. Температура раствора 40—100°, время выдержки 5—10 мин. Промытые детали обдуваются сухим сжатым воздухом. После промывки детали проверяются. При обнаружении коррозии на деталях, обработанных по пятому классу чистоты и выше, она удаляется путем зачистки наждачной бумагой № 170—230, смоченной в индустриальном масле и затем пастой ГОИ. Поверхности, обработанные по 4 классу чистоты и ниже, зачищаются более грубой наждачной бумагой или стальной щеткой. Коррозия может удаляться и химическим путем: детали протираются тряпкой, смоченной 10%-ным раствором фосфорной кислоты. После первичной промывки и проверки детали подвергаются вторичной промывке водным раствором следующего состава: кальцинированной соды 0,2—0,5%, нитрита натрия 1,5—2,0%. Температура раствора 70—80°, время выдержки 2—3 мин. Раствор в ван¬не сменяется не реже 1 раза в месяц. Прошедшие вторичную промывку детали разрешается брать только в хлопчатобумажных, резиновых перчатках или рукавицах. Сразу же после вторичной промывки детали пассивируют в ванне с 25—30%-ным водным раствором нитрита натрия с добавкой 0,3—0,5% кальцинированной соды. Температура раствора 40—60°, выдержка 1—2 мин. Погружение деталей производится в корзинах или на крючках. Затем детали выгружают, выдерживают над ванной для стекания раствора и укладывают на стеллажи, покрытые бумагой или картоном, пропитанным 15%-ным раствором нитрита натрия. После этого пассивированные детали укладывают и транспортируют в сухих чистых закрытых ящиках, выложенных со всех сторон двумя слоями бумаги, пропитанной нитритом натрия. Нельзя укладывать и транспортировать пассивированные детали в открытых или масляных ящиках, а также погруженные навалом в кузова автомашин. Концентрация пассивирующих растворов систематически проверяется; обновляются они 2—3 раза в месяц. Все операции по приготовлению растворов и процесс пассивирования проверяются работниками технического контроля. Все работы выполняются специально проинструктированными работниками при соблюдении .установленных правил техники безопасности.