Существует большое количество смазочных устройств для централизованной жидкой смазки. Приведем в качестве примеров описание устройства и работы лишь некоторых широко распространенных смазочных устройств. Насос для жидкой смазки С76-НМ (фиг. 37) применяется для централизованной подачи масла под давлением к узлам различного оборудования. Насос выпускается трех модификаций: трехточечный ЗС76-НМ с емкостью резервуара 2 л, шеститочечный 6С76-НМ Зли двенадцатиточечный 12С76-НМ 6 л. Наибольшая подача масла к каждой точке за одно качание 0,35 см3 при противодавлении до 80 кГ/см1. Количество качаний в минуту 8. Насос снабжен отдельным электродвигателем 1 закрытого типа. Очищенное масло заливается через отверстие 3, уровень масла контролируется по верхнему 2 и нижнему 7 указателям уровня. Спуск масла осуществляется через пробки 9. От насосных элементов масло выходит через трубки 8 и поступает к смазываемым точкам. Для регулировки подачи масла служат регулировочные винты 4. Ручка 6 служит для ручного подкачивания масла перед пуском машины. Во избежание засасывания воздуха уровень масла в резервуаре насоса следует держать не ниже контрольной отметки нижнего маслоуказателя. Для отключения какой-либо точки смазки следует вывернуть регулировочный винт до крайнего верхнего положения, т. е. свести подачу масла в этой точке к нулю и заглушить соответствующее нагнетательное отверстие. Фиг. 37. Насос для жидкой смазки С76-НМ: 1— электродвигатель ДПТ-21-4 0,27; 2— указатель верхнего уровня масла; 3 — место заливки масла, 4— регулировка подачи масла; 5 — место фирменной таблички; б — рукоятка ручной подкачки; 7 — указатель нижнего уровня масла; 8— место присоединения маслопроводных трубок; 9 — слив масла.
Многоточечные лубрикаторы С18-12 (фиг. 38) и С17-11 (фиг.39) применяются для централизованной подачи масла под давлением. Выпускаются они с механическим приводом и ручной подкачкой (С18-11) на шесть смазываемых точек и С18-12 на двенадцать точек, а также ручные (С17-11) на шесть точек и С17-12 на двенадцать точек. Производительность каждой точки за один двойной ход плунжера составляет до 0,48 см3 при давлении 10 кГ/см2 и до 0,07 см3 В двенадцатиточечном лубрикаторе за счет наклона пазов обеспечивается подача полных доз одновременно в два нагнетательных маслопровода 2, одним плунжером в верхний, другим — в нижний. Лубрикатор ручного действия подает масло при вращении рукоятки 4 в обоих направлениях, что обеспечивается свободным поворотом кулачка относительно распределительного валика на 90° у шеститочечного и на 180° у двенадцатиточечного лубрикатора. Фиг. 40. Многоточечная масленка с игольчатыми дросселями: 1 — корпус; 2 — указатель уровня масла; 3 — крышка; 4 — регулировочный игольчатый дроссель; в — трубка; 6 — отверстие для прохода масла; 7 — маслопроводные трубки (рабочие отводы); 8 — слив масла.
Ручная подкачка производится нажимом на рукоятку 4 и вращением ее по направлению стрелки, имеющейся на корпусе 3 лубрикатора. При этом распределительный валик разъединяется с червячной шестерней посредством обгонной муфты. Лубрикатор с механическим приводом получает вращение при помощи шестерни 6, сидящей на приводном валике 5. Крепление к станку производится болтами, для которых предусмотрены отверстия 7. Многоточечная масленка с игольчатыми дросселями (фиг. 40) применяется для централизованной подачи масла без принудительного давления при смазке узлов и деталей, не требующих обильной подачи масла. Масленка должна располагаться выше смазываемых узлов, так как подача масла происходит самотеком. Масло заливается в корпус 1 масленки под крышку 3 до контрольной черты указателя уровня масла 2. Масло к смазываемым точкам поступает из ванны корпуса через отверстие б в трубке 5 И выходит через маслопроводные трубки 7 (рабочие отводы). Регулировка количества подаваемого масла производится поворотом игольчатых дросселей 4 на каждом рабочем отводе. Слив масла производится через пробку 8. Подобные масленки могут и не иметь игольчатых дросселей, а вместо них в каждую отводящую трубку 5 внутри корпуса вставляется фитиль из шерстяной пряжи. В этом случае регулирование подачи масла производится подбором сечений фитилей. Эти масленки могут изготовляться с различной длиной и объемом корпуса и иметь различное количество рабочих отводов, что определяется количеством точек, смазываемых одновременно.