Равновесная цена — это цена такого уровня, при которой количество товаров, которое производители хотят продать, соответствует количеству товаров, которое потребители хотят купить. На графике равновесная цена соответствует 3 дол, а равновесное количество продукта соответствует 7000 центнерам. В любой точке, выше равновесной образуются излишки, а ниже равновесной — нехватки. На графике видно, что при цене 4 дол. превышение предложения над спросом составляет 6000 центнеров, что приведет к снижению рыночной цены, чтобы избавиться от излишков, и к сокращению предложения, что побудит покупателей увеличить спрос. При цене 2 дол. превышение спроса над предложением составит 7000 центнеров, что приведет к повышению рыночной цены, а такое повышение цены одновременно заставит производителей увеличить предложение, а потребителей — уменьшить спрос. Равновесная цена — это цена, к которой постоянно стремятся рыночные цены. Таким образом, соотношение спроса и предложения устанавливает равновесную цену и, в свою очередь, равновесная цена уравновешивает спрос и предложение, т.е. определяет равновесное количество продукта. Наконец, для полноты анализа рассмотрим, как изменения спроса и предложения, вызванные неценовыми детерминантами, воздействуют на равновесную цену и равновесное количество продукта (рис. 2-8 и 2-9). Рис 2-8. Увеличение или уменьшение спроса. Изменение спроса (см. рис. 2-8): а) увеличение спроса при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект увеличения количества продуктов и повышения цены. б) уменьшение спроса обнаруживает эффект как снижения цены, так и сокращения количества продуктов. Таким образом, обнаруживается прямая связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями и равновесной цены и равновесного количества продуктов. Рис. 2-9. Увеличение или уменьшение предложения Изменение предложения (см. рис. 2-9): а) увеличение предложения при прочих равных условиях (неизменности спроса), порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продуктов: б) уменьшение предложения вызывает эффект повышения цены и эффект сокращения количества продуктов. Таким образом, существует обратная связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением равновесной цены, но остается прямая связь между изменением равновесного количества продукта. Сложные случаи. Возможны случаи, когда изменения спроса и предложения происходят в противоположных направлениях одновременно или в одном и том же направлении. В этих случаях равновесная цена и равновесное количество продукта будет сводиться к комбинациям предыдущих четырех возможных вариантов или даже к особым случаям — нейтрализации спроса и предложения, и конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, цена не изменяется. Практическое применение теории спроса и предложения: она распространяется на все виды рынков — на рынок продуктов, рынок ресурсов, на международный валютный рынок.