РЕГЕНЕРАЦИЯ ПРОМЫВОЧНЫХ ЖИДКОСТЕЙ Наиболее употребительными промывочными жидкостями служат керосин и авиабензин (неэтилированный). Часто после использования на промывке деталей машин они выбрасываются. В процессе промывки деталей и систем смазки оборудования бензин и керосин загрязняются маслом, консервационными смазками, пылью, различными механическими примесями, может попадать и вода. Сбор и сдача промывочных жидкостей для регенерации организуются в цехах аналогично отработанным маслам. Собранные отработанные керосин и бензин сдаются на общезаводскую регенерационную установку [32]. На фиг. 108 приведена технологическая схема регенерации отработанных промывочных жидкостей (бензина и керосина). Отработанный бензин или керосин из соответствующей цистерны 1 или 2 поршневым насосом 3 подается в отстойник 4, где он отстаивается в течение 3—4 час. при комнатной температуре. Отстоявшуюся на дне воду и загрязнения сливают в канализацию. Из отстойника 4 нефтепродукт самотеком поступает в перегонный куб 5, оборудованный электропечью 6, терморегулятором, манометром, предохранительным клапаном, термопарой, термометром и другими приборами. Фиг. 108. Схема регенерации отработанных промывочных жидкостей (бензина и керосина): 1 — цистерна с отработанным бензином; 2 — цистерна с отработанным керосином; 3 — поршневой насос; 4 — отстойник; 5 — перегонный куб; 6—электропечь; 7 — маточник паровой; 8— отбойник; 9 —шлемовая, труба; 10— холодильник для паров бензина и керосина; 11—смотровой фонарь; 12 — промежуточный бак; 13 — бак для чистого бензина; 14 — бак для чистого керосина; 15 — огнепреградитель; 16 — холодильник для остатка; 17 — бак для остатка; 18— остаток на регенерацию.
Залив в куб сырье, включают электропечь 6. При нагреве до 80° начинается интенсивное испарение бензина. Скорость испарения будет зависеть от температуры, величины поверхности и высоты жидкости в кубе, от количества подаваемого в куб пара и других условий. При нагреве вначале будут испаряться и отгоняться самые легкие углеводороды, входящие в состав бензина. При дальнейшем повышении температуры начинают отгоняться более тяжелые фракции, входящие в состав керосина. Точно выделить ту или иную узкую фракцию нефтепродукта при такой разгонке трудно. Каждая фракция, выкипающая в определенном температурном интервале, будет иметь в своем составе примеси как более легких, так и более тяжелых фракций. Фиг. 109. Перегонный куб: 1 — куб; 2 — маточник паровой; 3 — горловина для заливки отработанного бензина или керосина; 4— спуск остатка; 5 — вход водяного пара в маточник; 6 — термопара; 7 — место присоединения манометра; 8 — отбойник; 9 — предохранительный клапан; 10 — выход пародистиллятов.
Для облегчения разделения горючего на фракции, перегонный куб (фиг. 109) с электроподогревом имеет дефлегматор — отбойник 8 с четырьмя тарелками (полками), которые и задерживают капельки тяжелых фракций, стекающих затем обратно в куб. После достижения температуры 115° в куб через горловину 5 и маточник 2 подается острый водяной пар. Присутствие водяного пара облегчает испарение нефтепродуктов, понижая температуру испарения содержащихся в них углеводородов, а также предотвращает химическое разложение их при нагревании. Водяной пар, выходя из отверстий маточника, размещенного на дне куба, сильно перемешивает содержащуюся в нем смесь нефтепродуктов и тем предохраняет от местного перегрева сырье. Чтобы не было перебросов, применяют не насыщенный пар, а перегретый.-При отсутствии перегретого пара на паровой линии перед кубом устанавливают водоотделитель. Перегонка бензина и керосина происходит практически при атмосферном давлении. Предохранительный клапан 9 регулируют на давление 0,2 кг/см2. «При повышении давления в кубе сверх этой величины клапан срабатывает, и давление в кубе падает. В куб через горловину 3 заливается периодически по 1000 кг отработанного промывочного керосина или бензина. Во время перегонки пары бензина из куба 5 (фиг. 108) поступают'в отбойник 8, затем через шлемовую трубу 9 в холодильник 10 погружного типа в виде железного ящика с водой. Холодильник работает по принципу прямотока; если вода поступает в него с температурой около 15°, то выходит нагретой примерно до 40°. В холодильнике 10 бензиновые пары конденсируются в жидкий бензин. Контроль за процессом осуществляют при помощи смотрового фонаря 11, устанавливаемого между холодильником 10 и промежуточным баком 12. Скорость отгона бензина регулируют за счет количества подаваемого в куб пара, подачу которого к концу процесса выкипания тяжелых фракций увеличивают на 10—15%, считая на полученный бензин. Качество бензина контролируют по удельному весу. Пройдя холодильник 10 и смотровой фонарь 11, бензин поступает в бак 13. Отстоявшаяся от него вода сливается в канализацию. Полученный таким образом регенерированный бензин или керосин поступает в приемники чистого бензина 13 или керосина 14, оборудованные указателями уровня. В крышку приемника врезается дыхательная труба с огнепреградителем 15 из сетки Деви для вывода несконденсировавшихся легких газов. При регенерации отработанного авиабензина Б-70 поддерживают температуру отгона 140°, для автобензина 165°. Бензин, полученный путем регенерации, поступает снова на промывочные работы, но может применяться как горючее. В обоих случаях следует периодически проверять качество бензина лабораторным анализом. Для отгона керосина поддерживают температуру 200—275°, а температуру электропечи 750°. Подачу пара при регенерации керосина увеличивают на 25%, считая на полученный керосин. Полученная после конденсации и охлаждения смесь керосина и воды поступает в баки 14 для отстоя воды. Керосин после анализа передается в производство для использования по прямому назначению. Фракцию, выкипающую в пределах 180—200°, отбирают в отдельный промежуточный бак 12 и используют как топливо. За счет этого обеспечивают четкое разделение бензина и керосина. Наличие до 1,5% тяжелого остатка в бензине является допустимым. После перегонки из куба всего отработанного керосина выключают электропечь и перекрывают подачу пара из маточника 7. Остаток после охлаждения в холодильнике 16 поступает в бак 17, откуда по трубе 18 может подаваться на дальнейшую регенерацию или использоваться по усмотрению предприятия.