В гидравлических системах шлакозолоудаления в качестве транспортирующего агента используется вода. Транспорт шлака и золы в помещении котлов производится в каналах без давления, и системы различаются способом внешнего транспорта смеси воды, шлака и золы (гидромассы) на золоотвал. Применяют преимущественно следующие системы внешнего транспорта гидромассы: совместный транспорт гидромассы шлака и золы по общим трубопроводам на золоотвал, раздельный транспорт гидромассы шлака и гидромассы золы по индивидуальным трубопроводам. При совместном транспорте для перекачки гидромассы применяют эжектирующие гидроаппараты или багерные насосы, а иногда гидропневматические эрлифт-насосы. При раздельном транспорте для перекачки гидромассы шлака применяют гидроаппараты ИЛИ багерные насосы, а гидромассы золы — шламовые насосы. На рис. 28.3 показана схема совместного шлакогидроудаления с багерными насосами. Из топки шлак выпадает в шлакосмывную шахту, где производится непрерывное охлаждение его водой. Накапливающийся в шахте шлак периодически смывается водой, подаваемой под давлением через сопло; смесь шлака и воды через решетку поступает в каналы гидрошлакозолоудаления. Зола из бункеров под газоходами котла и золоуловителя через золосмывные или золоспускные устройства также направляется в каналы гидрошлакоудаления. В каналы подается дополнительно вода под давлением через побудительные сопла. Рис. 28.4. Схема раздельного гидрошлакозолоудаленкя с багерными и шламовыми насосами: а — система шлакоудаления; б — система золоудаления; 1— шлакосмывная шахта; 2 — шлакосмывное сопло; 3 — побудительные сопла в канале; 4 — металлоуловитель; 5 — решетка; 6 — шлакодробилка; 7 — багерный насос; 8 — золовый бункер; 9 — шлюзовой питатель золы; 10 — шламовый насос
Гидромасса самотеком поступает из каналов в приемные бункера багерной насосной. В верхней части бункеров установлены решетки, через которые проходят зола и мелкий шлак; крупные же куски шлака размером более 60 мм задерживаются на решетке и направляются в валковые дробилки, а после дробления вместе с остальной гидромассой поступают через металлоуловитель в багерные насосы. Багерными насосами гидромасса по трубопроводам подается на золоотвал. На рис. 28.4 показаны схемы раздельного гидрошлакозолоудаления с багерными и шламовыми насосами. Такие системы отличаются применением индивидуальных каналов, насосов и трубопроводов для раздельного транспорта шлака и золы. Для транспорта золы от золовых бункеров до самотечных каналов системы, находящихся в помещении котлов, применяют пневматический.транспорт. При совместной системе гидрошлакозолоудаления удельный расход электроэнергии составляет 30—бОкВт-ч/т, расход воды— 15— 20 т/т, при раздельной системе — соответственно 20— 30 кВт-ч/т и 12—20 т/т.