ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО УХОДУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СМАЗОЧНЫХ СИСТЕМ
Правильное ведение смазочного хозяйства в цехе зависит прежде всего от повседневного контроля за наличием и качеством масла в масляных резервуарах станков -и в масленках, своевременной смены масла по графику и соблюдения режимов смазывания узлов в соответствии с паспортом. Состояние всей системы смазки должно проверяться при каждом ремонте и осмотре агрегата. При неисправности какого-либо элемента системы смазки станок немедленно выключается и производится необходимый ремонт. Насосы проверяются на подачу масла в определенном количестве и при заданном давлении. Они не должны иметь утечки масла в местах уплотнений и соединений с маслопроводами. Фильтры не. реже одного раза в месяц разбирают и промывают. Пластинчатые фильтры прочищают ежедневно поворачиванием патрона на несколько оборотов и еженедельным спуском грязи через нижнее сливное отверстие. Регулировочные и разгрузочные клапаны проверяются на исправность пружины и пропуск масла под определенным давлением, на которое они отрегулированы. Ежемесячно проверяется исправная работа контрольных и сигнальных устройств. Например, сильное колебание стрелки манометра может указывать на подсос воздуха во всасывающем масло-проводе или на недостаточный уровень масла в баке. Маслопроводы не должны иметь утечек, подсоса воздуха, изломов, обрывов и сплющенных участков. Они должны плотно присоединяться к местам подвода смазки. Для защиты от смятия и обрывов на открытых участках маслопроводы необходимо собирать в пучки и закрывать защитным кожухом или заключать в общую защитную стальную трубку, а при перегибах через острые кромки — закрывать жестяными угольниками. Требуется ежедневное наблюдение за уровнем масла в масляных баках, картерах, коробках, корпусах редукторов и других масляных резервуарах оборудования. Масло в них должно поддерживаться на уровне между верхней и нижней чертой маслоуказателя, так как при недостатке масла не будет обеспечена смазка механизмов, а при излишнем уровне его увеличивается нагрев и утечка. Масло берется для заливки из чистой посуды и наливается через воронку с частой сеткой. Во избежание утечек масла из картеров, коробок скоростей, редукторов и других масляных резервуаров во время их сборки при монтаже или ремонте места разъемов, крышки и фланцы следует плотно подгонять, пришабривать и устанавливать с соответствующими маслостойкими прокладками, уплотнениями и с предварительным промазыванием шеллаком или маслостойкой краской. Собранный масляный резервуар заливается маслом и испытывается на отсутствие утечки лишь после того, как шеллак или краска высохнут, что гарантирует их от размывания и просачивания масла. Борьба с утечками, таким образом, должна быть активной, направленной на устранение самих причин утечек, а не пассивной, когда ограничиваются лишь улавливанием вытекающих масел, устраивая различные поддоны, приямки и пр. Для предохранения фундаментов от вредного и разрушительного воздействия вытекающего из станков масла их рекомендуется покрывать лаком. Покрытие лаком производится после окончательной отделки фундамента и затирки щелей. При первом покрытии бетон фундамента пропитывается лаком на глубину до 2 мм. После 5—-6-часовой сушки, производят вторичное покрытие. Образовавшаяся лаковая пленка не пропускает масло, и оно легко удаляется с фундамента путем обтирки ветошью. Аналогичный эффект можно получить, покрывая фундаменты маслостойкими красками. Рекомендуется регулярно следить за чистотой сетчатого фильтра на всасывающем маслопроводе. При наличии в системе смазки фильтра тонкой очистки величину ячейки в свету у сетки всасывающего фильтра можно брать в пределах 0,5—1,0 мм. Во избежание сплющивания сетка фильтра надевается на дырчатый металлический стакан или проволочный каркас. При плановых осмотрах производится проверка и мелкий ремонт системы смазки. Вследствие недостатка времени для полной разборки механизмов во время осмотров, смену масла в картерах можно производить следующим образом: после слива отработанного в картер заливается небольшое количество свежего масла, затем он промывается путем вращения механизма, это масло также сливается, после чего в картер заливается свежее масло. При малых, средних и капитальных ремонтах машины обычно .ведется ремонт системы смазки и гидравлики со сменой масла в системе. При этом производится полная очистка и промывка керосином масляных баков, насосов, фильтров, маслопроводов и других узлов системы смазки. В процессе ремонта производится также регулировка подачи смазки к каждой трущейся паре. При остановленном механизме, отвернув маслопроводы в местах их присоединения к смазываемым точкам и включив смазочный прибор, следует убедиться в подаче достаточного количества смазки к каждой точке. Отсутствие подачи смазки может свидетельствовать о закупоривании, сплющивании или обрыве соответствующего маслопровода между смазываемой точкой и смазочным прибором. Для механизмов, работающих на открытом воздухе, следует своевременно переходить на летние и зимние сорта смазочных материалов. Необходимо постоянно проверять работу масленок, которые должны быть плотно закрыты крышками. Перед заправкой пресс- масленок их головки и наконечники шприцев следует протирать, а ручные масленки заливать только чистым маслом соответствующего сорта; нельзя брать для ручной смазки масло из системы смазки станка. Ежемесячно следует промывать и регулировать капельные масленки, промывать или заменять фитили в фитильных масленках, постоянно контролировать исправную работу подшипников с кольцевой смазкой, уровень масла в них и нормальную подачу его кольцом. Обнаружив нагревшийся подшипник, следует убедиться в наличии смазки и в случае необходимости увеличить ее подачу. Если подшипник продолжает нагреваться, нужно подобрать другой сорт смазки или внести изменения в конструкцию этого узла. Особо важное значение имеет ежесменная очистка, протирка и смазка опорных направляющих, а также ходовых винтов и винтов подъема. При каждом ускоренном перемещении суппортов и траверс должна производиться смазка их направляющих и винтов. Все постоянно работающие части станка, имеющие ручную смазку, должны смазываться не реже четырех раз в смену. Необходимо еженедельно проверять исправность и чистоту войлочных стружкоочистителей. При смазке станка или машины нельзя пропускать труднодоступные и удаленные места, например, механизмы на верхней поперечине станка, задние и потолочные направляющие, отдельные зубчатые передачи, подшипники и др. Следует своевременно очищать от стружки и грязи системы масляного и эмульсионного охлаждения, при регулярных доливках охлаждающее масло в станках заменять через 3—6 месяцев, эмульсию 1—2 раза в месяц. Попадание эмульсии и охлаждающего масла в систему смазки и смазочного масла в охлаждающую жидкость, а также масел и охлаждающих жидкостей на приводные ремни не допускается. При попадании воды и охлаждающей эмульсии масло во время работы мутнеет, эмульсируется и приобретает желтоватый или молочно-белый цвет. Консистентные смазки, попавшие в масло, могут испортить его, привести к закупорке маслопроводов и вызвать аварию станка. Не разрешается мытье рук в масле и эмульсии, так как это вредно отражается на коже и ухудшает работу насосов и смазываемых узлов. Уход за централизованной системой густой смазки от автоматических и ручных смазочных станций осуществляется в соответствии с инструкциями, обычно прилагаемыми к этим станциям. Станочник должен иметь на рабочем месте паспорт смазки и постоянно им руководствоваться, знать порядок и режим смазки всех узлов, применяемые сорта и норму расхода смазочных и обтирочных материалов на свой станок. О всех неисправностях системы смазки и станка необходимо немедленно ставить в известность мастера и механика цеха. Только после устранения неисправностей можно возобновить работу на станке.