Во избежание вытекания смазочного материала через зазор между выходящим наружу валом или штоком и отверстием во фланце в последнем устанавливают уплотнение, которое предназначается также и для предохранения подшипникового узла от попадания в него механических частиц, воды и пыли извне. Уплотнение выбирается в зависимости от окружной скорости вращающейся детали, вида употребляемой смазки, температуры и степени загрязненности окружающей среды. Уплотнительные кольца из грубошерстного войлока применяются при скорости на валу до 3 м/сек, из полугрубошерстного войлока — при скорости до 5 м\сек и из тонкошерстного — при скорости до 7 м/сек. Максимально допустимая температура для этих уплотнений 80°. При более высоких температурах и под действием масла войлок грубеет и теряет уплотняющие свойства. Наиболее рациональными уплотнениями являются уплотнения из маслостойкой резины. Уплотнение состоит из манжеты, которая поджимается к валку охватывающей ее пружиной. Эти уплотнения применяют в подшипниковых узлах с окружной скоростью до 9 м/сек и при рабочих температурах до 100°. В ответственных случаях можно ставить в одном гнезде две манжеты рядом. В последнее время в машинах и станках широко применяются уплотнения манжетные армированные (табл. 14). Для минеральных масел и эмульсии уплотнительные кольца (манжеты) рекомендуется изготовлять из маслостойкой резины, которая допускает окружную скорость 4—8 м/сек при наибольшем давлении рабочей среды 1 кг/см2. Меньшие значения скорости относятся к уплотнениям вала диаметром до 50 мм, большие — до 300 мм. Если избыточное давление отсутствует, то допускается увеличенная скорость до 12—15 м/сек. При высоких скоростях рекомендуется обеспечить отвод тепла, применив, например, циркуляцию масла. Наибольшая допустимая температура вала в месте прилегания уплотняющей кромки кольца к валу +110°, при чистоте его поверхности не менее седьмого класса и биении 0,05 мм. Таблица 14 Выбор манжет в зависимости от диаметра вала Уплотнения, полученные за счет нескольких кольцевых проточек (лабиринтов), применяются во фланцах как при жидкой, так и при густой смазке. Иногда к проточкам добавляют еще детали, например закрепленные на валу кольца, которые в сочетании с другими деталями в корпусе образуют систему длинных и узких щелей, затрудняющих вытекание масла наружу. Такие уплотнения, называемые сложным лабиринтом, пригодны для любого вида применяемой смазки. Они надежны, не требуют ухода и могут работать в загрязненной среде. Их применение не ограничивается окружной скоростью. Проточки и щели лабиринтных уплотнений перед монтажом заполняются консистентной смазкой. Для уменьшения утечек масла в местах соединений маслопроводов и в соединительных деталях (фитингах) применяют трубную коническую резьбу или коническую дюймовую. Они должны плотно заворачиваться без использования подмотки, краски, сурика и других уплотнений. При использовании неконических резьб плотность достигается за счет сборки и применения уплотнений, например, из числа приведенных выше уплотняющих материалов.