На ходовых колесах осуществляется передвижение кранов, кра¬новых тележек, тележек для мульд и изложниц по рельсовому пути. Крановые ходовые колеса (рис. 17) выполняют стальными, литыми из стали марок 40Л и 55Л. Для повышения износостойкости целесообразно изготовлять колеса штампованными или катанными (ГОСТ 3569—74). Ходовые колеса изготовляют двухребордными с тем, чтобы избежать возможного схода крана с рельсов. В последнее время заменяют ребордные колеса безребордными с дополнительными горизонтальными опорными роликами. Поверхность катания таких колес цилиндрическая. Ведущие колеса для достижения автоматического центрирования выполняют с конической поверхностью катания (уклон 1 : 20). Размеры кранобых ходовых колес и допускаемые нагрузки на них стандартизированы. Рельсы применяют нормальные железнодорожные или специальные крановые (ГОСТ 4121—76). Ходовые колеса изготовляют диаметром 250—900 мм для нагрузок 25—560 кН (2500—56 000 кгс). Расчет крановых ходовых колес осуществляют на основе теории контактных напряжений, возникающих в данном случае в зоне соприкосновения колеса с рельсом. РИС. 17. Схемы установки ходовых колес: а — на оси и втулке скольжения; б — приводное на оси и подшипниках качения; в — приводное на валу п подшипниках качения в буксах