Шпонки и шлицы служат для соединения с валом или осью вращающихся или качающихся деталей. Постановка шпонок в канавки деталей выполняется с различными посадками в зависимости от степени точности соединения и нередко требует пригонки шпонки по месту. Для многих машин технические условия требуют точного взаимоположения шпоночных канавок на втулках и валах, так как смещение деталей не только увеличивает трудоемкость сборки, но в ряде случаев может привести к потере работоспособности машины. На фиг. 36 приведена схема шпоночного соединения, взаимозаменяемость которого обеспечивается при условии Сборку шпоночных соединений начинают с контроля правильности расположения шпоночных канавок относительно оси вала или втулки. Расположение шпоночной канавки относительно оси проверяют по индикатору, устанавливая вал на призмы приспособления. Помимо этого, контролируют угол наклона шпоночной канавки и плотность прилегания шпонки к стенкам канавки. Если надо расширить канавку, сострагивают лишний слой металла вручную или при помощи специальных приспособлений, ускоряющих пригонку и улучшающих ее качество.
Операцию плотной посадки шпонки в канавку втулки при неподвижных соединениях следует производить на прессе с соответствующим приспособлением. Центрирование втулки относительно вала должно производиться по поверхности вала. Поэтому между верхней плоскостью шпонки и дном впадины канавки втулки должен быть оставлен небольшой зазор, иначе возможны ошибки в положении собираемых деталей. При шлицевом соединении охватывающая деталь может быть центрирована по поверхности впадин или по поверхности шлицев. Перед сборкой необходимо проверить, нет ли на поверхностях собираемых деталей забоин, заусенцев, задиров и т. п. дефектов. При тугих соединениях нужно применять специальные приспособления и даже нагрев охватывающей детали. После сборки соединений их проверяют путем покачивания втулки на валу, установления биения детали и перемещения ее вдоль вала. Для оценки качества сборки сопоставляют полученные результаты контроля с техническими условиями на сборку узла. В ряде областей машиностроения вместо шпоночных соединений часто применяют шлицевые соединения, которые помимо уменьшения смятия на поверхности, облегчают центрирование соединяемых деталей. Шлицевые соединения бывают жесткие и подвижные; в последнем случае насаженные детали имеют возможность перемещаться вдоль вала. При сборке шлицевых соединений с прямоугольным профилем зуба может быть три способа центрирования: центрирование по наружному и внутреннему диаметрам и центрирование по боковым сторонам зуба. У шлицевых соединений с эвольвентным и треугольным профилем зуба центрирование применяется по боковым сторонам зубьев. Как для подвижных, так и для неподвижных (жестких) шлицевых соединений предусматривается зазор по сопрягаемым поверхностям. Чем больше частота и длина осевого перемещения, тем больше должен быть этот зазор для облегчения этого перемещения. Так, например, в передвижных шестернях коробок скоростей автомобилей и тракторов величина зазора должна быть достаточной для помещения слоя смазки между опорными поверхностями. При высоких требованиях к точности центрирования необходимо стремиться к получению наименьших зазоров при сборке. По нецентрирующим поверхностям всегда должен предусматриваться зазор, величина которого должна быть достаточной для обеспечения сопряжения по посадочным (центрирующим) поверхностям. При Сборке ответственных шлицевых соединений дополнительно производят проверку прилегания их контактных поверхностей «на краску».