ПЕРЕДВИЖНЫЕ КОТЛЫ В промышленности находят применение передвижные котлы. От стационарных они отличаются тем, что не связаны с постоянным местом работы, поэтому монтируются в собранном виде на различных передвижных средствах — автомобилях, прицепах, санях и др. Учитывая эту особенность, передвижные котлы выполняют обычно на малую паропроизводительность. Так, установки, монтируемые на автомобилях и прицепах, имеют производительность до 0,28 кг/с при давлении пара 0,2—0,5 МПа. В большинстве случаев производится насыщенный пар, однако имеются котлы, в которых вырабатывается и перегретый пар. Передвижные котлы применяют в различных отраслях промышленности. Так, они широко используются на нефте¬промыслах, на новостройках, в полевых условиях, в сель¬ском хозяйстве. Передвижные котлы широко используются для санитарно-технических установок и др. Используются они также в энергопоездах. В этом случае котел монтиру¬ется на железнодорожной платформе. В зависимости от условий передвижной котел может работать на твердом или жидком топливе или на газе. В ка¬честве твердого топлива часто используются дрова, а в ка¬честве жидкого — дизельное топливо, соляровое масло, ма¬зут. Передвижные котлы работают обычно вне помещения, что определяет ряд трудностей при их эксплуатации. Их работа характеризуется низким КПД (до 50—70 %), что связано в основном с высокой температурой уходящих га¬зов. Для передвижных котлов применяется обычно естест¬венная тяга с использованием короткой дымовой трубы (око- ло 1,5 м). Усиление тя¬ги может быть достиг¬нуто применением па¬роструйных сифонов. Работают котлы обыч¬но на сырой неподго¬товленной воде из ме¬стных источников, что связано с ускоренным образованием в них накипи. Передвижные котлы характеризуют¬ся малым временем растопки (30—60 мин), что объясняется их от¬носительно небольшой теплоаккумулирующей способностью. На практике используют различные типы передвижных котлов: жаротрубные, дымогарные и комбинированные, водотрубные вертикальные и горизонтальные с естествен¬ной и принудительной циркуляцией. На рис. 15.7 для при¬мера показан передвижной горизонтальный дымогарный :*котел типа ППК-Ю00 (передвижной паровой котел) паро-'производительностью 0,28 кг/с (1000 кг/ч). Котел ППК-1000 смонтирован на шасси автомобильного прицепа грузоподъ¬емностью 4 т. В цилиндрический корпус 1, расположен¬ный на шасси, вставлена эксцентрично жаровая труба 2 диаметром 750 мм, частично футерованная кирпичом (на¬чальная часть и выходная). За жаровой трубой располо¬жен цучок дымогарных труб 3 диаметром 51X2,5 мм. Ды¬могарные трубы вварены в плоские днища другого цилин-дра 4, в верхней части которого предусмотрен сухопарник 5. Между жаровой трубой и дымогарными трубами уста¬новлены однорядные кипятильные трубы 6. Котел имеет пароперегреватель 7, размещенный в дымовой коробке 8. -На эту коробку опирается дымовая труба 9, которая при работе котла устанавливается вертикально. Топливо (ма¬зут) из баков 10 к 11 поступает к форсунке 12, установлен¬ной в передней части конической камеры 13. Котел ППК-1000 вырабатывает пар давлением 0,5 МПа. Расход мазута составляет около 0,03 кг/с. Рис. 15.7. Передвижной горизонтальный дымогарный котел ППК-1000