К простейшим устройствам, служащим для удержания груза на весу, относятся остановы — приспособления, не препятствующие подъему груза и исключающие возможность его самопроизвольного спуска под действием собственного веса. Остановы бывают храповые и фрикционные. В подъемно-транспортных машинах чаще всего применяются храповые остановы. РИС. 16. Схема храпового останова
Храповые остановы (рис. 16) состоят из храпового колеса /, укрепленного на валу 2 механизма и собачки 3, ось 4 которой установлена на неподвижных элементах механизма. Собачка входит в зацепление с храповым колесом, задерживая его движение, а следовательно, и движение механизма в сторону спуска, не препятствуя движению в сторону подъема. Для опускания груза собачку необходимо вывести из зацепления с храповым колесом, для чего собачка должна быть разгружена от действия усилия зацепления. Местом установки храпового механизма, как и тормоза, обычно является самый быстроходный (приводной) вал привода, где действуют наименьшие по величине крутящие моменты, и следовательно, конструкция храпового механизма получается малогабаритной. Однако для повышения надежности храпового соединения, а также вследствие конструктивных особенностей некоторых грузоподъемных механизмов храповое соединение в ряде случаев устанавливают на промежуточных валах (например, в механизме подъема стрипперного крана) и даже непосредственно на валу барабана (механизм подъема разливочного крана). Храповое колесо может быть кованое или литое из сталей марок СтЗ, Ст4 или сталей 20, 35Л, 45Л. Собачки изготовляют из сталей марок СтЗ, Ст4 или сталей 40, 45. Форма зубьев храпового колеса нормализована. Шаг зубьев считают по окружности их выступов. Храповые колеса выпол¬няют с внешним или внутренним зацеплением с числом зубьев 8-30.